Меню

«Великие люди – любимые лица!»

Книжная выставка библиотеки «Центральная» к году Российского кино

«Кино» в переводе с греческого означает «двигаю»«двигаюсь». Родоначальниками кино считают братьев Люмьер, их первый киносеанс прошел в декабре 1895 года в Париже, на бульваре Капуцинок. В России премьера первого фильма состоялась 15 октября 1908 года. Это была лента «Понизовая вольница» режиссера Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень». Длился первый российский фильм всего 7 минут. А первая цветная отечественная лента вышла на экраны в 1925 году. Это был знаменитый «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна.

На выставке представлена литература о наших любимых советских и российских киноактерах: мемуары, биографии, воспоминания коллег и друзей, неизвестные фотографии и сцены из знаменитых фильмов и спектаклей; творческий путь,  работы в театре и кино; размышления о современном киноискусстве выдающихся актеров ушедшей эпохи, среди которых Олег Янковский, Олег Ефремов, Юрий Никулин, Людмила Гурченко, Олег Даль, Андрей Миронов и многие другие.

Любая из представленных книг это не просто рассказ об актерской профессии, это страницы о жизни в глобальном смысле слова. Если вы хотите провести несколько вечеров с интересным собеседником, услышать искренний рассказ знаменитых актеров о своей жизни и творчестве — эти книги для Вас. В них — своеобразный отчет Мастеров перед зрителем и читателем, ретроспективный взгляд на уходящий век и жизнь в целом людей, пытавшихся своим трудом и талантом изменить мир…

 

Агапова, Ирина.
Николай Караченцов / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Москва : ЭКСМО : Алгоритм, 2005. - 287 с. : ил. - (Любимые наших любимых).

 

 

Любить героев необходимо при жизни. Актера Николая Караченцова любит и почитает уже четвертое поколение российских людей. Легендарный граф Резанов из "Юноны" и "Авось" и старший сын из вампиловского "Старшего сына". Каждая роль актера - его судьба, любовь, боль, совесть... Драматические события весны 2005 года лишь подтвердили всенародную любовь к этому великолепному артисту и отважному человеку. Читатели узнают об этом из книги.

 

 

 

 

 

Андрей Миронов : [сборник воспоминаний] / ред., сост. Б. М. Поюровский. - Москва : Искусство, 1991. - 382 с. : ил. ; 22 см. - Библиогр. : с. 367-380.

 

 

 

В книгу вошли воспоминания об Андрее Миронове педагогов, друзей и родных, а также аналитические статьи о ролях, сыгранных им в Театре сатиры, в кино и на телевидении. Издание снабжено хроникой жизни артиста и библиографией работ, посвященных его деятельности.

 

 

 

 

 

Бернес Марк в воспоминаниях современников / сост., предисл. и коммент. К. В. Шилов. - Москва : Молодая гвардия, 2005. - 452 [12] с. : фото. - (Библиотека мемуаров: Близкое прошлое).

В книге собрано и соединено воедино все самое ценное о замечательном артисте и певце, создателе собственного и любимого народом «песенного мира» Марке Наумовиче Бернесе. Его игра отличалась жизненной правдивостью, психологической точностью и глубиной, обаянием, мягким юмором. Широкую известность актер получил после выхода кинофильма «Человек с ружьем», в котором исполнил песню «Тучи над городом встали». Издание знакомит с малоизвестными материалами: неопубликованными письмами, различными документами, которые раньше не могли быть обнародованы из-за цензурных запретов, воспоминаниями и свидетельствами современников. О своих встречах с артистом расскажут поэты, композиторы, писатели, актеры: Людмила Гурченко, Андрей Эшпай, Оскар Фельцман, Константин Ваншенкин, Никита Богословский, Михаил Пуговкин… Книга иллюстрирована редкими фотографиями

 

 

 

Великие кинозвезды XX века / Авт.-сост. Граблевская И.И.и др. - Москва : Мартин, 2001. - 495,[12]л.ил. с. + 22см. - Библиогр.: с.488-491.

 

 

Со времен братьев Люмьер кинематограф превратился из забавной причуды научно-технического прогресса во влиятельнейшую силу, не признающую национальных барьеров и государственных границ. Мир кино влияет на человечество, формируя идеалы, мечты, предлагая образцы для подражания, создавая кумиров, которым поклоняются миллионы. В новой книге серии `Великие XX века` перед читателями предстанет волшебный мир, созданный в XX веке, чудесный мир, именуемый кратким словом `кино`! Книга рассчитана на самый широкий круг читателей

 

 

 

 

Высоцкий, Владимир Семенович (1938-1980).
Летела жизнь в плохом автомобиле... : стихотворения / В. С. Высоцкий ; сост. П. Фокин ; подгот. текст С. В. Жильцов. - Санкт-Петербург : Амфора, 2012. - 127 с. : ил. + 1 эл. опт. диск (DVD-ROM). - (Высоцкий. Спасибо, что живой).

 

 

Уникальность этого собрания в том, что тексты стихотворений впервые печатаются не по расшифровкам фонограмм, где то или иное слово звучит не всегда понятно, а по ранее не известным широкой публике рукописям Высоцкого. Все стихотворения сопровождает обширный комментарий. В каждом томе публикуется более ста редких фотографий из частных коллекций и Музея Высоцкого. В работе над проектом принимали участие сын поэта, Никита Высоцкий, сотрудники Литературного музея, известные коллекционеры и фотографы. Летела жизнь в плохом автомобиле… Том 3. В третий том вошли текст песен, представляющих в трагикомическом свете образ жизни, мысли и чувства советского человека.

 

 

Высоцкий, Владимир Семенович.
Я был душой дурного общества : [стихотворения] / В. С. Высоцкий ; сост. и коммент. П. Е. Фокина. - Санкт-Петербург : Амфора, 2012. - 125 с. : ил. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

 

 

Основу сборника известного поэта, барда В.С. Высоцкого (1938-1980) составили его произведения на тюремную и дворовую темы. Это почти все песни первой половины 60-х годов, многие сочинения позднейшего времени, развивающие найденную поэтом в молодости тематическую линию, и незавершенный прозаический "Роман о девочках", отразивший жизнь московской маргинальной среды послевоенных десятилетий. Отдельный раздел книги составили популярные и программные песни поэта на разные темы, демонстрирующие широту творческого диапазона.

 

 

 

Высоцкий, Владимир Семенович.
Вот и сбывается все, что пророчится... : [стихотворения] / В. С. Высоцкий, сост. и коммент. П. Е. Фокин ; подгот. текста, науч. конс., комментарии С. В. Жильцов ; ред. коллегия Н. В. Высоцкий. - ( файла : 13 записей). - Санкт-Петербург : Амфора, 2012. - 127 с : зв. : фото + 1 эл. опт. диск (CD-DA). - (Высоцкий. Спасибо, что живой).

 

В книгу вошли тексты песен, написанных Высоцким к театральным спектаклям и кинофильмам. Судьбу многих из них не назовешь счастливой — постановки исключали из репертуара, ленты ложились на полку, строфы «нежелательного» поэта не утверждались худсоветами. Но песни, которым удалось преодолеть преграды на пути к слушателю — и зрителю, — становились знаковыми как для поколения «книжных детей, не знавших битв», так и для поколения их родителей.

 

 

 

 

 

Высоцкий, Владимир Семенович.
Каюсь! Каюсь! Каюсь! [Текст] / [сост. и коммент. П. Е. Фокина]. - Санкт-Петербург : Амфора, 2012. - 127 с. : ил + 25х22 см. - (Высоцкий. Спасибо, что живой).

 

В этой книге, как в зеркале, отражены все ипостаси личности Владимира Высоцкого - его творческое кредо как автора-исполнителя, воспоминания о детстве и юности, когда сформировались жизненные взгляды поэта, и "история болезни", на горьких страница которой кровоточит его израненная душа. Судьба Высоцкого, заключенная в его стихах и песнях, была похожа на судьбы множества его сверстников, но личность поэта и глубина его таланта сделали его строки близкими и понятными для всего поколения "рожденных в СССР".

 

 

 

 

Высоцкий, Никита Владимирович (1964-).
Высоцкий. Спасибо, что живой : [киноповесть] / Н. В. Высоцкий, Р. Тугушев. - Санкт-Петербург : Амфора, 2012. - 255 с. : цв. ил., 8 вкл. л. ; 21 см. - (Читать модно).

 

 

 

Книга написана по сценарию одноименного фильма. Действие относится к 1979 году и охватывает несколько дней из жизни Владимира Высоцкого, когда на гастролях в Узбекистане он перенес клиническую смерть. Обреченный, страдающий поэт отчаянно борется за право жить полной жизнью, в то время как КГБ пытается сомкнуть кольцо вокруг него и близких ему людей...

 

 

 

 

 

Гурченко, Людмила Марковна (1935-2011).
Аплодисменты [Текст] / Людмила Гурченко. - Москва : Э, 2016. - 574 с. + 21 см. - (Легенды кино и театра).

Кого Людмила Гурченко считала самым главным человеком в своей жизни? Что помогло Людмиле Марковне справиться с ударами судьбы? Какие работы великая актриса считала в своей карьере самыми знаковыми? О чем Людмила Гурченко сожалела? И кого так и не смогла простить? Людмила Гурченко — легенда, культовая актриса советского и российского кино и театра, муза известнейших режиссеров. В книге "Аплодисменты" Людмила Марковна предельно откровенно рассказывает о ключевых этапах и моментах собственной биографии. Семья, дружба, любовь, и, конечно, творчество — великая актриса уделяет внимание всем граням своей насыщенной событиями жизни. Здесь звучит живая речь женщины, которая, выйдя из кадра или спустившись со сцены, рассказывает о том, как складывалась ее личная и творческая судьба, каким непростым был ее путь к славе и какую цену пришлось заплатить за успех. Детство в оккупированном Харькове, первые шаги к актерской карьере, первая любовь и первое разочарование, интриги, последовавшие за славой и искреннее восхищение талантом коллег по творческому цеху — обо всем этом великая актриса написала со свойственными ей прямотой и эмоциональностью.

 

Гурченко, Людмила Марковна (1935-2011).
Люся, стоп! [Текст] / Людмила Гурченко. - Москва : Э, 2016. - 316, [3] с. + 21 см. - (Легенды кино и театра). - Дискогр. в конце кн.

 

 

 

Книга «Люся, стоп» охватывает период с 1983 года по 2001 год и завершает мемуарную трилогию, в которую входят книги «Моё взрослое детство», «Аплодисменты». В своей последней книге актриса вспоминает о фильмах и спектаклях, в которых ей приходилось участвовать, о режиссёрах и актерах, с которыми ей довелось работать, о встречах с уникальными творческими людьми и музыкальной карьере, о взаимоотношениях с родными и близкими.

 

 

 

 

Калмановский, Евгений Соломонович.
Алиса Фрейндлих / Е. С. Калмановский. - Ленинград : Искусство. Ленинградское отделение, 1989. - 221, [2] с. : ил.

 

 

Настоящая книга - своего рода записки зрителя. В них нет последовательного, ровного отчета обо всех ролях. Автор стремился по возможности точно отразить искренние впечатления современника. А они, во-первых, были разными по силе и, во-вторых, собирались вместе, объединялись, длились. Между тем в книге довольно полно представлены основные театральные и киноработы актрисы. В живом рассказе автора читателю представится возможность непосредственной встречи с Алисой Фрейндлих. Кроме многочисленных фотосвидетельств в книгу включены шесть интервью с актрисой.

 

 

 

 

Мельников, Виталий Вячеславович.
Жизнь, кино / Виталий Мельников. - Санкт-Петербург : Сад искусств, 2005. - 311 , [24] л. ил., портр. с. + 21 см. - Фильмогр.: с. 309.

 

Виталий Мельников – режиссер всеми любимых фильмов: «Начальник Чукотки», «Семь невест ефрейтора Збруева», «Здравствуй и прощай», «Старший сын», «Женитьба», «Выйти замуж за капитана», «Царская охота», «Бедный, бедный Павел», «Агитбригада „Бей врага“!» и многих других. Но и сама его жизнь могла бы послужить основой для увлекательного сценария. Судьба В. Мельникова насыщена событиями и фильмами. И, конечно, встречами с яркими людьми: Сергеем Эйзенштейном, Михаилом Роммом, Эльдаром Рязановыма, Евгением Леоновым, Михаилом Кононовым, Юрием Богатыревым, Олегом Ефремовым, Олегом Далем, Натальей Гундаревой, Светланой Крючковой, Виктором Сухоруковым и другими. А поскольку в самом названии своей книги режиссер объединяет жизнь и кино, он увлеченно рассказывает о том, что любит и умеет делать лучше всего – о съемках фильмов. Для широкого круга читателей. 

 

 

Проклова, Елена Игоревна.
В роли самой себя : биография / Е. И. Проклова. - Москва : АСТ, 2008. - 285, [2] с., [16] л. ил., портр. - (Актерская книга).

 

 

Страна должна знать своих героев! И не только из программы "Малахов+". В своей книге Елена Проклова рассказывает о неимоверной популярности, свалившейся на нее еще в детстве, после выхода фильма "Звонят, откройте дверь!", о том, как выскочила замуж в 17 лет, о жизненных невзгодах и о мужественной борьбе за свое счастье, как наконец смогла найти себя в работе, в личной жизни в путешествиях, в рыбалке, охоте и домоводстве.

 

 

 

 

 

Приемыхов, Валерий Михайлович.
Жизнь на форсаже / В. М. Приемыхов; [Сост. и авт. лит. записи М. Келарева]. - Москва : Центрполиграф, 2001. - 318, [1] , [40] л. портр. с. + 21 см

 

СЦЕНАРИСТ, режиссер, актер – его знали и любили все, кто знал и любил наше кино. В конце 70-х – начале 80-х результатом творческого союза молодого сценариста и актера Валерия Приемыхова и режиссера Динары Асановой стали фильмы “Никудышная”, “Жена ушла”, “Милый, дорогой, любимый, единственный”. Многие картины, сделанные в те годы, сейчас кажутся ходульными и нелепыми, но фильмы Приемыхова и Асановой о заботах и бедах молодых и ныне смотрят, волнуясь и сопереживая. То, что делал сценарист, встречало понимание не только у зрителей, но и – что бывает гораздо реже – у высокого начальства. Валерий Приемыхов неоднократно становился лауреатом Государственной премии, а в 1999 году он стал обладателем премии “За художественное воплощение на киноэкране проблем молодежи и подростков”.

 

 

Раневская, Фаина Георгиевна.
Смех сквозь слезы / Ф. Г. Раневская. - Москва : Яуза-пресс, 2014. - 320 с. - (Великие женщины ХХ века. Незабываемые книги Виталия Вульфа : жизнь рассказанная ею самой).

Личная исповедь Фаины Раневской, дополненная собранием ее неизвестных афоризмов, публикуемых впервые. Лучшее доказательство тому, что рукописи не горят. «Что-то я давно о себе гадостей не слышала. Теряю популярность»; «Если тебе не в чем раскаиваться, жизнь прожита зря»; «Живу с высоко поднятой головой. А как иначе, если по горло в г…не?»; «Если жизнь повернулась к тебе ж…й, дай ей пинка под зад!» – так говорила Фаина Раневская. Но эта книга больше, чем очередное собрание острот и анекдотов заслуженной матерщинницы и народной насмешницы Советского Союза. Больше, чем мемуары или автобиография, которую она собиралась начать фразой: «Мой отец был бедный нефтепромышленник…» С этих страниц звучит трагический голос великой актрисы, которая лишь наедине с собой могла сбросить клоунскую маску и чьи едкие остроты всегда были СМЕХОМ СКВОЗЬ СЛЕЗЫ.

 

 

 

Раневская, Фаина Георгиевна (1896-1984).
Я - Фаина Раневская [Текст] / Ф. Г. Раневская. - Москва : АСТ, 2015. - 222, [1] с. : ил. + 20 см. - (История моей жизни).

 

 

 

Раневская – это эпоха! Язвительный философ с цигаркой в зубах. Каждое высказывание – скандал и эпатаж. Что за жизнь прожила та, которой злопыхатели приписывают роман с Анной Ахматовой и Меркурьевым, ссоры с режиссерами, самый тяжелый характер среди артистов и тотальное одиночество?

 

 

 

 

 

Рыбак, Лев Аронович.
Леонид Куравлев и его режиссеры / Л. А. Рыбак. - Москва : Искусство, 1989. - 287, [1]1с., [23] л. ил. ; 20 см. - Фильмогр.: с. 284-288.

 

Книга посвящена творчеству известного советского киноактера, народного артиста РСФСР Леонида Куравлева. Его работы в фильмах режиссеров – В. Шукшина (Живет такой парень, Ваш сын и брат), М. Швейцера (Золотой теленок), Г. Данелия (Афоня), Г. Панфилова (Начало) и другие принесли ему популярность у зрителей и

положительно были оценены в прессе. Размышляя о творческом пути артиста, автор

опирается на высказывания самого Куравлева о работе в кино, а также о нем Шукшина, Швейцера, Лиозновой, Гайдая и других деятелей кино.

Книга иллюстрирована фрагментами и фотографиями из фильмов с его участием.

 

 

 

Сто великих режиссёров / авт.- сост. И. А. Мусский. - Москва : Вече, 2008. - 480 с. - (100 великих).

 

Можно смело утверждать, что XX век был веком режиссуры. Под влиянием режиссёра, то есть организатора, педагога, художника, творца, развивались театр и кинематограф. За прошедший век режиссура обогатилась многими выдающимися именами, среди которых немало наших соотечественников. Это К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов. А. Я. Таиров, С. М. Эйзенштейн и многие другие. Книга из серии «100 великих» рассказывает о самых знаменитых в мире режиссёрах театра и кино.

 

 

 

 

 

Тактаров, Олег.
Победа не любой ценой, или Up. To the top / О. Тактаров. - Москва : АСТ, 2008. - 288 с. : фото.

 

 

В Америке его прозвали «Русским Медведем». Это означает, что в нем нашли силу и ловкость зверя. Но еще – русскую доброту и широту души. Его откровенность подчас шокирует, а живость и безыскусность изложения подкупают. Еще мальчишкой Олег Тактаров решил, что будет сниматься в кино, и не просто, а в Голливуде. Да и что за мечта, которую можно воплотить нехотя, без труда?! О своей жизни: боях без правил, съемках в кино и экзотических путешествиях, о криминальном прошлом и маленьком гареме. Без прикрас.

 

 

 

 

Туровская, Майя Иосифовна.
Семь с половиной, или Фильмы Андрея Тарковского / М. И. Туровская. - Москва : Искусство, 1991. - 253, [2] с. : ил. ; 25 см. - Библиография: с. 250 (20 названий). - Фильмография: с. 251-254.

Этой книге больше десяти лет. Сейчас я назвала бы ее наивной. Она началась вместе с “Ивановым детством” и долго накапливалась в виде текущих рецензий — одни из них попали в печать, другие нет. В 1976 году, после фильма “Зеркало”, я собрала их, дополнила материалами, которые теперь можно было бы назвать “архивными”, а также тремя обобщающими главами: “Пространство и время у Тарковского”, “Мотивы Тарковского” и “Кино как поэзия, поэзия как кино”. На самом деле никакого архива еще не было. Были варианты сценариев на “Мосфильме” в редакторских шкафах, были “дела” фильмов: я тогда работала на студии в одной из коллегий и могла с ними познакомиться. Еще была магнитофонная запись лекций, подаренная Андреем, и его статьи. Но этими материалами, так же, как тем, что теперь принято называть “интервью”, а тогда было просто разговорами, я старалась пользоваться как можно меньше: пересказ замыслов режиссера не входил в мои намерения. Ведь внутреннее ухо слышит голос иначе, чем он звучит вовне.

 

 

Ульянов, Михаил Александрович.
Работаю актером / М. А. Ульянов. - Москва : Искусство, 1987. - 394, [4] с. : ил.

 

 

Об актерской профессии пишут много, стараются раскрыть ее секреты. Тем не менее, она остается профессией во многом таинственной. Что такое обаяние? Что такое заразительность актера? Что такое талант? В этой книге великий русский актер Михаил Ульянов рассуждает об уникальности своей профессии, рассказывает о своем долгом творческом пути, работе в Театре им. Вахтангова, в кино, на радио.

 

 

 

 

 

Людмила Целиковская : [сборник] / Союз кинематографистов СССР, всесоюзное творческо-производственное объединение "Киноцентр" ; [ред. М. А. Рюрикова]. - Москва : Киноцентр, 1989. - [101] с. : фото ; 22 см. - Фильмография и роли в театре: с. 101. - Содержание: Людмила Целиковская / Г. Симанович. Воспоминания / Л. В. Целиковская

 

 

Людмила Целиковская — кинозвезда 1940-х — 1950-х годов.

Обаяние актрисы, мягкая проникновенная манера игры, лиричность в соединении с теплым юмором, душевная чистота и непосредственность героинь Целиковской снискали ей у зрителя широкое признание.

 

 

 

 

 

 

Янковский, Олег Иванович.
Улыбайтесь, господа! / О. И. Янковский. - Москва : Аст : Зебра Е, 2010. - 191 с., [40] л. фот. : ил.

 

Я так давно живу на земле, несколько тысяч лет... Каждый человек несколько раз живет на земле, просто у нас, наверное, отшибло память. Каждое время ищет своего героя, ведь так? И актерская судьба не может не отражать этих поисков. Одна из самых главных задач нашей профессии - умение быть разным, но в то же время и быть похожим на себя. То есть вкладывать свое сердце, свой ум. Во многих фильмах я сыграл то, чего мне самому порой недостает. Не могу сказать, что я последовательный оптимист, что мне на все хватает сил и ума. Счастливый случай послал мне профессию, которая помогает быть не только самим собой... Моя профессия - любить. В актерской профессии это главное - любовь к жизни, к сыну, к внукам, к жене, к друзьям, к зрителям, к театру, к прекрасным женщинам. Я не представляю себя без любви. Без Любви в самом высоком значении этого слова в нашем деле невозможно... Составление и литературная обработка текста - Марина Москвина, Ася Абрусаилова, Юрий Крылов