Меню

«И бал блестит во всей красе…»

Книжная выставка библиотеки "Центральная"

 Викторина по истории балов 

 

1.Статьи из периодических изданий

 

Величенко, Марина. Исторический бал / М. Величенко // Родина. – 1997. - №6. – С.48-51.

 

Открывался сезон балов обычно в Зимнем дворце. А затем балы шли в великокняжеских и аристократических домах нескончаемой чередой. Многие из них не уступали императорским ни в роскоши, ни в фантазии. Особую память оставил бал, состоявшийся 25 января 1883 года у великого князя Владимира Александровича. В великосветских новостях сообщалось: «25 января у Его Императорского Высочества великого князя Владимира Александровича, в собственном дворце в Санкт-Петербурге, происходил костюмированный бал, отличавшийся особенным блеском и характерным разнообразием русских исторических костюмов, радушием августейших хозяев и общим оживление».

 

 

 

 

Вилинбахов, Георгий. Петербург – военная столица / Г. Вилинбахов //Родина. – 2000. – №11. – С.50-57.

 

 

Основание и начальная история Петербурга неразрывно связаны с Северной войной. Среди первых построек – Петропавловская крепость и Адмиралтейство. Эти архитектурные сооружения связанных с военной жизнью столицы. Военных всегда много было в петербуржских бальных салонах. Состав присутствующих на балу у княгине М. Ф. Барятинской в 1834 году изобразил на картине Г. Г. Гагарин. Среди гостей большое количество «военной молодёжи». Бал домашний, и поэтому офицеры одеты не в кюлоты, чулки и башмаки, а в длинные брюки и некоторые – в вице-мундиры».

 

 

 

 

Дуков, Евгений. Славные садовые гульбища / Е. Дуков // Родина. – 2003. - №3. – 104-106.

Впервые балы появились в России в начале ХVII века как одна из забав двора Лжедмитрия I, однако заметного следа не оставили. Вернулись они почти через столетие при Петре I. На протяжении ХVIII века происходит становление двух разных видов бала: бал «по поводу» и «регулярный бал». Первый всегда связан с событием, государственным или частным, а второй мог проходить в частных домах и быть личной инициативой того или иного вельможи. В послепетровское время балы стали проходить в разных слоях общества. Во времена правления Елизаветы Петровны на придворные балы собиралось до трёх тысяч человек. Неудивительно, что подготовке к балу уделялось очень большое внимание. К каждому из них шилось новое платье либо кардинально обновлялось что-то из имеющегося в гардеробе. Подготовка же к балу-маскараду становилась настоящим событием: придумывались наряд и маска, разучивались соответствующие костюму танцы или пируэты. Каждый член общества готовил к бальному сезону и даже к отдельным балам свою особую танцевальную фигуру. Наряду с собственно танцевальными фигурами танцмейстеры задавали также нормы для музыкальных композиций, предназначенных для балов. Для того чтобы иметь постоянную практику, танцмейстеры должны были столь регулярно объявлять о новой моде, придумывать новые па и фигуры.

 

Захарова, Оксана. Бал Петра Великого / О. Захарова // Родина. – 1995. - №1. – С.117-119.

 

 

 

Костюмированные балы вошли в быт русского императорского двора с начала ХVIII столетия. Моду на них ввёл Пётр I, пытавшийся внедрить в России нормы европейской жизни. На устраиваемые им ассамблеи приглашённые являлись в великолепных костюмах и проводили время в «веселии и танцах». Это нововведение стало одним из любимых великосветских развлечений.

 

 

 

 

Захарова, Оксана. Не потерять каданс: Балы эпохи Александра I / О. Захарова // Родина. – 1996. - №3. – С. 58-60.

 

 

Весна александровского царствования – это возобновление пышных празднеств в обеих столицах. Молодёжь увлечённо танцевала, открывавший танцы «польский» сменялся «греческим», затем английским променадом, экосезом, мазуркой, кольтионом. Известные до этого стройные круги хороводов, весёлые плетни, буйные трепаки, казачки и камаринские оставались только на долю провинции. Старшее поколение, протанцевав минут пять, собиралось за карточными столами философствовать и сплетничать, потешаясь вистом, рокамболем или игрой в ерошки.

 

 

 

 

2. Художественная литература

 

Гоголь, Н. В. Мертвые души: поэма / Н. В. Гоголь. – Москва: АСТ, 2001. – 456, [8] с. – (Мировая классика).

 

Грибоедов, А. С. Горе от ума: комедия в четырёх действиях, в стихах / А. С. Грибоедов. – Москва: Современник, 1997. – 112с. – (По школьной программе).

 

Лермонтов, М. Ю. Герой нашего времени: роман. Княгиня Лиговская: роман / М. Ю. Лермонтов. – Москва: Дрофа, 2003. – 255, [1] с. – (Библиотека отечественной классической художественной литературы).

 

Пушкин, А. С. Евгений Онегин: роман в стихах / А. С. Пушкин; худож. Н. Кузьмин. – Москва: Детская литература, 1999. – 208 с. – (Школьная библиотека).

 

Толстой, Л. Н. Анна Каренина: роман в восьми частях / Л. Н. Толстой. – Москва: Художественная литература. – 1985. – 766, [1] с. – (Библиотека классики. Русская литература).

 

Толстой, Л. Н. Война и мир: роман. В 4-х т. Т.1-2. / Л. Н. Толстой. – Москва: Советская Россия, 1991. – 732, [4] с.

 

Толстой, Л. Н. Повести и рассказы / Л. Н. Толстой; худож. Б. Н. Юдкин. – Москва: Советская Россия, 1982. – 366, [2] с.

 

Чехов, А. П. Собрание сочинений в восьми томах. Т.4. Рассказы и повести. 1895-1903 /А. П. Чехов; худож. П. Пинкисевич. – Москва: Правда, 1970. – 487, [1] с.

 

Чехов, А. П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Т.9. Повести, рассказы /А. П. Чехов. – Москва: Наука, 1985. – 543, [1] с.