Меню

Яганов Виктор Александрович

(1942-2000)

Поэты местного значенья,
Певцы районного масштаба,
Спасибо за стихотворенья,
Порой написанные слабо,
Но в них живая связь таится
С землей, что вами так любима.
Нет, не встречал я на страницах
Журналов толстых ваше имя.
Пусть голос ваш не оборвется.
Ведь из столицы на край света
К нам не приедут стихотворцы
Воспеть высокие рассветы.
Когда со сцены клубов тесных
О той земле, что их взрастила,
Звучат стихи поэтов местных —
Яснее слышится Россия.

Виктор Яганов – амурский поэт. Потомственный   казак. История его рода – это тоже память сердца. Предки Яганова прибыли на Амур с первопроходцами. Потомок забайкальских казаков, поэт трепетно относился к возрождению русской православной духовности на берегах Амура, был активным участником движения «Амурское казачество» в начале 90-х годов XX века. Об этом говорят его стихи и поэмы о первых на Амуре казаках, об Албазинской иконе Божьей Матери, об Иване Москвитине, Н.Н. Муравьеве-Амурском.

Он родился 24 июня 1942 г. в г. Благовещенске. Родители его были школьными учителями. Отец – Александр Васильевич – участник советско-японской войны 1945 года. Он преподавал в школе математику, а мама, Зоя Васильевна, учительница литературы и русского языка. Они окончили БГПИ. От отца будущий поэт унаследовал интерес к точным наукам, которые определили его профессию инженера-строителя, а от матери - любовь к литературе и стихосложению. Стихи Яганов начал писать с 10-11 лет в школьную стенгазету. Он закончил благовещенскую среднюю школу №1. В 1962 году был призван в армию, в зенитно-артиллерийский дивизион. Демобилизовавшись, Виктор Яганов пошёл работать на завод «Амурский металлист» и поступил учиться на вечернее отделение коммунально-строительного техникума.

После окончания коммунально-строительного техникума он прошел путь от мастера до инженера, работал на стройках г. Благовещенска и области, но со стихами не расставался:

В душе живу я с песнею,
Душой тянусь к стихам.
Когда уйду на пенсию,
 Всё внукам передам. 

Примером для поэта становится поэзия Сергея Есенина и Николая Рубцова. В поэзии Есенина и Рубцова нет ни одной темы, которую бы они не решали в отрыве от судеб Родины. Как и Сергея Есенина и Николая Рубцова, мысли о России, её прошлом и будущем волновали и поэта Николая Заболоцкого. Поэзия этих поэтов была созвучна творчеству Виктора Яганова.

В 1987 году в Хабаровском книжном издательстве вышел первый поэтический сборник «Извлечение корня».

Стань, мечта моя, заботой,
Стань дорогою, тропа.
Дай мне трудную работу –
Пожалей меня, судьба.

Лирический герой поэтического сборника молод, полон сил и интереса к жизни. Герои его стихотворений – строители, кузнецы, монтажники, слесари, шофёры.

Снимаю яростно до боли
Железной ручки молоток,
Шипит отбойный молоток,
Как будто мною недоволен.

Профессиональная лексика органично вплетается в лирическую канву стихов.

Позолотой оплавлены парки,
Тишиною покойна душа.
Облака, как могучие балки,
На опорах деревьев лежат.

В этом поэтическом сборнике определились основные мотивы творчества поэта. Это мотив родной земли, малой родины, её прошлого, настоящего и будущего.

О красотах Отчизны не спорят.
С невысокого вижу холма:
У махровой скатерти поля
Речки синяя бахрома.

И мотив памяти, связанный с Великой Отечественной войной.

Отгремела, отпылала,
Откатилась, как волна…
Горе кровью запивала
Ненасытная война.

Военная тема перекликается в стихах Яганова с судьбой отца-фронтовика, матери и бабушки – тружениц тыла. Отношение поэта к войне выражено в строках:

На забвенье обречённых
Нету в памяти людской…
Как рукав повязкой чёрной,
Перехвачен век войной.

Глубоким лиризмом проникнуты стихи о женщинах, которые работали в тылу, растили детей, без которых, как и без солдат, немыслима Победа.

Милая, милая
Тётя Наташа,
Мужа, как руку,
Война отняла.
Постной картошкой
Да тыквенной кашей
Всех пятерых,
Прокормив, подняла.

О женской верности, о памяти сердца пишет В. Яганов в стихотворении «Вдова». Его героиня – старая женщина,

… муж ее, солдатом ставший,
В дом не вернулся как герой,
А стал он без вести пропавшим.

Давно закончилась война, выросли дети, а она «в душе ждала и, ожидая, воскрешала». Дом, который они вместе построили с мужем до войны, был для нее продолжением жизни хозяина, ее опорой в нелегкой судьбе. Но война погубила мужа, время разрушило дом, и только память о них живет в сердце и не подвластна времени:
Уходят старые дома,
А память в сердце остается. 


Мотив памяти сердца звучит в стихотворении «Знахарка». Женщина, «сухая, как прошлогодняя трава», таит ото всех свою безмерную скорбь», сын не вернулся с войны. Но она несмотря ни на что продолжает его ждать. Сердце женщины не очерствело от горя, оно отзывается на человеческую боль. Отдавая настойку герою, она говорит: 
Возьми, сынок, прибудет сила,
Вернешь здоровье не на год,
Все берегла ее для сына,
Ведь он израненный придет…

Старая знахарка учит поэта душевной щедрости, отзывчивости на чужую боль, состраданию: «… Для сыночка я новой травки поищу».

Цепкая детская память сохранит навсегда «жанровые» картинки послевоенной нелегкой поры и какой-то одновременно решительный и тревожный дух того времени.Воспоминания дадут поэтическое вдохновение для создания таких стихотворений, как «Школа», «Школьная лошадь», «Учитель пения», «Учитель физкультуры». Образ школы вписывается в послевоенную жизнь страны: «Еще над Россиею вдовий стон…», «Не все еще с фронта вернулись отцы».Холодная, промерзшая школа, тусклый свет керосиновой лампы. Взгляды детей прикованы к окну: 
Школьная лошадь,
Который уже год
В школу промерзшую
Уголь везет.
Воз привезла
И, вздохнув тяжело,
Инистой мордой
Уткнулась в стекло.
И спустя много лет в памяти взрослого человека эти детские «картинки» станут неразрывными с послевоенным, суровым временем: 
Глазами ее,
Устремленными в класс,
Трудное время
 Смотрело на нас. 

В 1990 году в издательстве «Амурская правда» вышел поэтический сборник «Встреча». Поэт работал на стройках области, много ездил с выступлениями. В его стихах отражается топонимика Приамурья.

Маленькая станция Юхта –
Меньше, очевидно, не бывает.
Пригородный, весело пыхтя,
Вечером и утром прибывает.

С особой теплотой и любовью Виктор Яганов воссоздаёт в своих стихах образ Благовещенска.

Город русский, купцами прославленный,
В нём царили покой, благоденствие.
До сих пор на асфальте расплавленном
Сохранились следы мои детские.

«Воспоминание о старом Благовещенске».

Благовещенск в полном смысле его город. Его Благовещенск – город первых землепроходцев Амура, когда казаки, «идя встречь солнца», прорубали первые улицы, названные в честь великих сынов России – Н. Н. Муравьёва и Г. И. Невельского.

Где Амур и Зея сливаются,
По брегам их, некогда диким,
Эти улицы пересекаются,
Словно судьбы сынов великих.
Эти улицы освященные
Уваженье людское снискали,
Словно шашки в бою скрещённые –
Муравьёвская и Невельская.
                           «Две улицы».

Его город – «тихий и крохотный» в котором «ни машин, ни угара ни грохота», не случайно прославленный русскими купцами, потому как до революции действительно был самым крупным торговым центром русского Дальнего Востока. 

Ни машин, ни угара, ни грохота,
Кроны, словно в зелёном инее,
Был мой город тихий и крохотный,
 Знал я многих в лицо и по имени. 

А увидев однажды глазами поэта, как ранним утром народ идёт на рождественскую литургию в «чудный Шадринский собор», действительно задумаешься, а простят ли нам потомки, что остаёмся невеждами, забывая не только названия старых улиц, но и нашу историю. 

Пробуждая утром ранним
Голубую даль окрест,
Плыл над градом деревянным,
Над Амуром благовест.
В стылых окнах гасли свечи,
Отходя от срочных дел,
Закрывали люди печи,
Дым над крышами редел.
Не спеша, путём привычным
Шёл богатый люд, простой
По Казачьей, по Станичной,
Муравьёвской, Невельской.

 

Образ малой родины включается в общее пространство России:

Окна огни погасили.
Мой привлекательный взгляд,
Вдоль границы России
Прошёл пограничный наряд.
Месяц, от ряби шаткий,
Терся о водную гладь.
Всё на границе в порядке,
Можно спокойно спать.
«Поэма «Щит границы».

В 1992 году вышла поэтическая книга «Тепло». В сложное для страны время, поэт обращается к тем образам, мотивам, которые несут душевное тепло, дают нравственные опоры в жизни. Образ родного очага занимает особое место в лирике этого периода. Малая родина – это место, насыщенное памятью предков. К своему дому лирический герой стремится из жизненных странствий. Создавая образ дома Яганов часто использует эпитет «тихий».

Тихий наш дом,
Тополя у ворот.

Влияние поэзии Николая Рубцова постоянно ощущается в лирическом мире Виктора Яганова.

За домом десять соток огорода,
Картофельная буйная ботва.
А у забора старая колода,
Сухие, ноздреватые дрова.
Закат в заборе все проверил щели
И розовыми рейками забил.
Подсолнухов зажженные торшеры –
Их на день кто-то выключить забыл.
«Дорога в детство».

В этом поэтическом сборнике поэт обращается к военной теме. Стихи о Великой Отечественной войне определяют его подход ко всем событиям современности.

В парке на площадке танцевали
Бабушки и дедушки степенные,
Их медали бряцали,
Музыка звучала довоенная.
«Танец 41-го».

Поэт обличает торговцев боевыми наградами, что продают кровью заработанные ордена. Боль, рождённая утратой, уважение к поколению победителей. Память сердца поэта заставляет «работать» строки его стихотворения. И эта работа благотворна, она просветляет, облагораживает, она касается тонких струн человеческой души.

Эти строки в газете субботней – 
Как ожог, как места болевые.
За червонец в глухой подворотне
Продают ордена боевые.
И цена установлена твёрдая.
Ушлый ферт, торговаться привычный,
Продаёт, как пластинку затёртую,

Продаёт, как портки заграничные.
Встаньте, павшие в битвах, поротно, 
Бейте гневно тревогу, живые:
За червонец в глухой подворотне
Продают ваши раны сквозные.

                                 «Кощунство».

Яганова волнует историческое прошлое Приамурья. Поэт трепетно относится к возрождению русской православной духовности. В поэме «Слово о Божьей Матери» слились воедино история амурского казачества и икона Албазинской Божьей Матери.

Веры попранной,
Музейной пыли узница,
Память славных
Исторических веков,
В храм вплывает
Чудотворная заступница
На руках амурских казаков.

Будучи потомком забайкальских казаков Виктор Яганов становится активным участником движения «Амурское казачество». В его творчестве появилась новая тема – тема казачества. В 1993 году вышел поэтический сборник «Казачий разъезд», в котором тема казачества стала ведущей. Стихотворения этого сборника отличает особая песенная ритмика, что придаёт им яркую музыкальность.

Над рекою сонной
Лошади хрипят,
Кожаные сёдла
Да ремни скрепят.
«Казачий разъезд».

В стихах этого сборника выражается общенародное чувство и коллективный настрой. Яганов угадал суть казачьего духа – поэзию земледельческого и ратного труда. Казак тесно связан с землёй, и труд раскрывает его физические и духовные силы.

На свои надеясь силы,
Жил и помощи не ждал,
Хлеб растил, спасал Россию –
Рук казак не покладал.
     «Рук казак не покладал».

Виктор Яганов рисует яркие картины праздничной жизни казачества, которые придают особый колорит стихотворения. Образы казаков, которые переносят все суровые и жестокие жизненные испытания, очень запоминаются. Поэт красочно описывает быт и культуру казачества. Стихи Яганова очень близки с русской песенной традицией, и поэтому этот художественный стиль привлекал наших амурских композиторов. В союзе с Е. Лыткиным написана песня «Амур – река казацкая», а с Н. Лошмановым – «Шли походом казаки».Всего на стихи Виктора Яганова написано 40 песен.

В 2000 году поэт умер от остановки сердца в вагоне поезда «Благовещенск-Свободный». Он торопился в Юхту на похороны друга, погибшего в Чечне. Похоронен Виктор Алексеевич Яганов в Благовещенске.

В 2000 году, после смерти поэта, вышла четвёртая книга его стихов – «Лебеда». Этот сборник подготовили друзья-поэты, составитель И. Д. Игнатенко. Книга представляет собой избранные стихи и поэмы Яганова, о которых он говорил: «Простые строчки тихих стихов»

Произведения В. А. Яганова

Отдельные издания 

Встреча: стихи и поэма/В. Яганов. – Благовещенск: Амурская правда, 1990. – 66, [2] с.

Поэзия Виктора Яганова на первый взгляд проста, стихи его звучат легко и запоминаются. Но эти простота и легкость выстраданы, за ними мучительный поиск точного образа, слова, интонации.

Где звезда над крышей
До зари плыла,
В небе голубь рыжий
 Распахнул крыла. 

 

 

Извлечение корня: стихи/В. Яганов. – Благовещенск: Хабаровское кн. изд., 1987. – 46, [2] с.

Это первый поэтический сборник, который вышел в Хабаровском книжном издательстве. Лирический герой вошедших в книгу стихотворений молод. Полон сил, интереса к жизни. Работа и творчество для него неразделимы. Поэт пишет о рабочей профессии, о родной земле, о любви к родине.

На синий лацкан небосвода
Приколот солнечный жетон.
С утра серьёзная работа –
 Идёт дымящийся бетон.

 

 Казачий разъезд: стихи/В. А. Яганов. - Благовещенск, 1993. – 36, [2] с. 

В «Балладе о Муравьеве-Амурском», стихотворениях «Каторжники», «Возвращение со сборов», «Амурские казачки», «Воскресение», «Рук казак не покладал…» развивается тема освоения Приамурья, воскрешаются быт и культура казачества. Автор стремится «связать нить времен», восстановить прерванную связь. Тема казачества оказалась для автора ведущей в сборнике Виктора Яганова «Казачий разъезд».

 

Тепло: стихи/В. Яганов. - Благовещенск, 1992. – 60, [1] с.  

Поэтический мир сборника «Тепло» многообразен, но все его стихи объединяет особый взгляд на жизнь, согретый человеческим теплом. Поэт обращается к тем образам, мотивам, которые несут душевное тепло, дают нравственные опоры в жизни. Образ родного очага занимает особое место в книге. Дом для поэта – это место, насыщенное памятью предков, вызывающее чувство защищённости от невзгод внешнего мира. Лирический герой стремится из своих жизненных странствий. Дом – это его причал.     

 

 

Из публикаций в периодической печати и сборниках

 

Лебеда: Стихи/В. Яганов // Приамурье мое-1983: лит.-худож. сб. - Благовещенск, 1983.-С. 205-207.

 

Диспетчер; Сварщики; Тетя Наташа; Рубаха; Старые дома: Стихи/В. Яганов//Литературное Приамурье-1986. - Благовещенск, 1986. - С. 211 - 213.

Сказание об Иване Москвитине; О Божьем храме: Стихи/В. Яганов // Благовещенск. -1991.-22 июня.

 

Две улицы; Рождество: Стихи/В. Яганов //Амурский краевед. – Благовещенск, 1993. - № 2. - С. 29-30.

 

Ласточки; Забытая деревня; Верба; Тринадцатый вагон; Бабушка-Русь:

Стихи/В. Яганов // Благовещенск.-1997. - 28 февраля.

 

Любовь и цепь: Стихи/В. Яганов // Благовещенск. -1997. - 27 июня.

Ехал полем верховой: Стихи/В. Яганов // Благовещенск. - 1997. - 27 июня.

 

Паруса России; Бесперспективная; У колодца; Концерт; Каурый; У порога древнего даура: Стихи/В. Яганов // Приамурье-97: лит.-худож. альманах. - Благовещенск, 1997. - С. 44 - 47.

 

 

Литература о жизни и творчестве.

 

Городецкая, В. «Уходят старые дома, а память в сердце остаётся…» /В. Городецкая//Краеведение Приамурья. – Благовещенск: Изд. БГПУ, 2009. – С.67-70.

В статье дан образ дома в лирике В. А. Яганова.

 

Городецкая, В. «Где живу и чем дышу» /В. Городецкая//Сб. докладов. Вып. 11. – Благовещенск: изд. БГПУ, 2011. – С.65-77.

Автор рассказывает о поэтическом сборнике «Тепло». Поэтический мир сборника «Тепло» многообразен, но все его стихи объединяет особый взгляд на жизнь, согретый человеческим теплом.

Демидов, С. Состоявшаяся встреча/С. Демидов// Амурская правда. -1990. - 21 июля.

 

Федотов, С. «Первый гонорар получил вместо меня мой дядя»/

С. Федотов //Амур. комсомолец.-1992. - 23 мая.

 

Машук, Б. Пусть слово чувством отзовется/Б. Машук //Амурская правда. -1992. - 23 мая.

 

Материал подготовила библиограф библиотеки "Центральная" Дружина Г.В.