Меню

Ерёмин Игорь Алексеевич

Есть художники более оригинальные и – менее. Одни работают в привычной, классической манере, другие стремятся к непохожести. Есть авторы, творчество которых достаточно многогранно. А есть такие, чья жизнь отдана какой-то главной задаче, как у Игоря Еремина. Его задача – воспеть человека и то, что ценно в нём. Еремин прожил недолгую жизнь. Его не стало в апреле 1983 года, когда поэту ещё не исполнилось сорок восемь лет.

Игорь Алексеевич Ерёмин родился 17 сентября 1934 года в селе Понзари Тамбовской области, в семье учителей, был старшим из пятерых детей (Игорь, Эдуард, Лев, Владимир, Лариса). Отец работал до войны директором школы в родном селе.

Детство будущего поэта пришлось на военные годы. Отец — Ерёмин Алексей Акимович в декабре 1943 года был призван на фронт в должности командира огневого взвода. В 1945 году за умелое отражение контратаки противника награждён Орденом Красной Звезды.

После окончания войны семья Ерёминых переехала на Дальний Восток – в село Волочаевку Хабаровского края, в построенный бревенчатый дом. Отец, Алексей Акимович, учительствовал. Мать, Зоя Васильевна, занималась домашним хозяйством.

Отец настолько был предан работе, что детям не хватало его внимания. Даже смерть настигла его в школе. После смерти отца семья переехала во Владивосток, и мама работала дворником, так как в то время им давали квартиру в цокольной части дома.

А мне к нему забраться на колени,
Мне б разогнать сыновнюю тоску.
Но он и в школе лишь на перемене
Кивнёт и только - как ученику.
Ведь он и умер прямо в школе,
Пришёл с урока, сел вздохнуть,
Но, крикнуть не успев от боли,
Вдруг свесил голову на грудь.

                                     «Отец».

Ещё в родительском доме у Игоря Еремина проснулся интерес к литературе. Запоем читал Некрасова, Твардовского, Заболоцкого, Блока. Первые стихи он начал писать в старших классах.

После окончания школы поступил в Благовещенский Государственный педагогический институт на историко-филологический факультет. В студенческие годы начинающий поэт решился представить своё творчество широкой читательской аудитории. В 1956 в небольшом коллективном сборнике состоялась первая публикация Еремина – стихотворение-биография «Старый слесарь». Прототипом главного героя был одарённый рабочий-металлист Белогорского завода, с которым автор познакомился в гостях у своего друга И. Полтавцева.

За сорок лет – немалый срок –
Привык к заводу очень,
Как врач, лечил любой станок,
Как мать, ухаживал, берёг.
Учил тому рабочих.
Неумолкающий завод,

Рабочих видит лица.

Это стихотворение стало первым из многочисленных его стихов, написанных в разное время и воспевающих нелёгкий труд людей разных профессий. К этому циклу относятся такие стихи, как «Печник», «Мониторщик», «Пастух». Благодаря многочисленным публикациям в литературно-художественном журнале «Наш современник», Ерёмин ещё при жизни стал известен широкой читательской аудитории и получил всероссийское признание.

В связи с тяжёлым материальным положением И. Ерёмин перевелся на заочное отделение института, и стал работать журналистом в газете «Амурский комсомолец». О нем вспоминают, что Еремин писал «свежо, интересно».

В 1959 окончив институт, Ерёмин вернулся в родную Волочаевку, работал учителем. 60-е годы прошлого века для поэта были временем напряжённого поиска своего места в жизни.

В 1962 году, уже женатым человеком, он вместе с семьёй переехал в город Белогорск, где работал начальником отдела писем, и вёл литературную страничку в районной белогорской газете «Ленинский путь».

В 1963 году в коллективном сборнике начинающих амурских поэтов «Берёзовые окна» была опубликована первая подборка стихотворений Игоря Ерёмина «Вёсны». Амурский поэт Николай Фотьев отметил, что его стихи «привлекали внимание честной простотой и отсутствием всякой рисовки, мелкотемья и мнимой многозначительности, которой часто грешат молодые авторы».

В 1966 году Ерёмин, у него в семье было три дочери, с семьёй переехал в Биробиджан, где работал в газете «Биробиджанская звезда». В конце 1960-х годов снова вернулся в Белогорск.

Белогорский период (конец 1960 – 1970 гг.) - это время творческого взлёта поэта. В 1968 году вышел первый поэтический сборник «Через много лет», состоящий из 11 стихотворений.

В 1969-м и 1970-м годах стихи И. Ерёмина были напечатаны на страницах журнала «Наш современник».

В 1972 году вышел сборник «Ладони», в котором отчётливо обозначилась главная тема всего поэтического творчества Игоря Ерёмина – судьбы родины и народа. Своё название книга получила по одноимённому стихотворению. В нём лирический герой - труженик, всю жизнь посвятил работе на земле, а в страшные военные годы защищал её от захватчиков.

Чуть расслабились и легли,
Наработавшись спозаранок,
Потемневшие от земли,
Пожелтевшие от цигарок,
Загрубевшие… Не в перстнях –
Сплошь в мозолях они, в порезах.
На ладонях, как на весах,
Тяжесть добрая дел полезных.
                                     «Ладони».

Лучшие стихотворения Еремина о войне. В них искренняя, не утихающая с годами боль невосполнимых утрат, горечь военных поражений. Одно из самых пронзительных стихотворений «Сирень». В нём поэт рисует страшную картину: солдаты, отступая, уходят из деревни. Это значит, скоро её займут враги. Поэт изображает скорбные лица жителей, провожающих солдат, и детей, мало понимающих, что происходит.

Перед лицом России не солгать,
Смотрели люди – горше ликов древних –
На них, уставших до смерти солдат,
Без боя оставляющих деревню.
А девочка, должно быть подражая
Обычным встречам довоенных лет,
К колонне запылённой подбежала
И в чьи-то руки сунула букет.

Букет сирени, традиционно являющийся символом весны, мира, победы, воспринимается солдатом как укор его и без того измученной совести.

Солдату слёзы застилали свет,
Ладони жег пучок сирени бледной.
Эх, как бы кстати был он в день победный,
И как некстати был теперь букет!

В стихотворении «Махорка» поэт вспоминает о военном детстве. Самая сильная эмоциональная нота стихотворения – это жалость и сострадания к детям, осиротевшим при живых родителях. Война расставила свои акценты, не только на фронте, но и в тылу все силы были направлены на борьбу с захватчиками.

По большаку, в тяжелых клубах пыли,
Шли торопливо к западу войска.
Мы у бойцов, что в речке воду пили,
Тихонько попросили табака.
Они глядели на худые лица,
На одежонку, что была бедна.
- От рук отбились.
- Как тут не отбиться?
Солдат солдату говорил. – Война.

В первую послевоенную осень разворачиваются события в стихотворении «Возвращение». Солдат, которого считали без вести пропавшим, вернулся в родную деревню без руки. Образы героев, получивших увечья на войне, не редкость в отечественной литературе. Еремин выбрал самый напряжённый момент – горячую пору уборки урожая. Он показывает трагедию человека, тяжело переживающего свою непричастность к мирной жизни.

Все на виду, блестят его медали.
И говорили стар и млад: - Герой! –
А он вздыхал: в лугах стога метали,
А как ему – с одной рукой?

Превозмогая физическую боль, вчерашний солдат всё же берётся за косу, и только это возвращает его к жизни.

И парой рук косит совсем не просто,
А тут одной! Где взять солдату сил?
Косье в живот торцом кололо остро,
А щеки пот обильно оросил.
Так тяжело коса ходила, словно
Кустарник рос – не клевер – на земле.
Но он косил! Он был помощник снова,
А не помеха для семьи.

Через год после «Ладоней» вышел сборник «Земные корни». В стихотворении «Письмо» так искренно, с такой правдивость переданы чувства поэта, что невольно появляются слезы.

В 1975 году в журнале «Наш современник» была напечатана поэма «Солдатка. Главная героиня поэмы – солдатка Алёна. За чтением долгожданного письма от мужа она вспоминает о мирной жизни, о первом свидании, и о последнем семейном обеде, когда ничто не предвещало беды.

И приятно было в беленом
Доме рядышком-рядком
За столом сидеть обеденным,
Как на празднике каком.
И о счастье думать заново,
Не тревожась ни о чём,
Доброе плечо Степаново,
Чуя собственным плечом.

На смену светлым воспоминаниям приходят размышления о трудностях военного лихолетья. Вместе с ребёнком, который появился в первый день войны, она пахала, сеяла, косила.

С ним небось, и в хате хлопотно,
А в телеге да копне
Вовсе матери неопытной
Нынче хлопотно – вдвойне!
Вот лежит он, как подкинутый,
Без присмотра – сирота.
У него и чепчик сдвинутый,
И пелёнка не чиста.
Кто ж присмотрит? Заменившие
Мужиков пришли на луг
До одной все няньки бывшие
От девчушек до старух.

Имя и речь героини, звучащие из её уст колыбельные и русская народная песня, всё говорит о том, что в судьбе Алёны отразилась судьба русских женщин-солдаток. Несмотря на тяготы военного времени, русская женщина остаётся нежной, заботливой матерью и верной женой. Мастерство Игоря Еремина заключалось в том, что богатейший фольклорный материал он использовал не механически, а подчинил идейно-художественному замыслу. Устное народное творчество воплощает вековую мудрость, незаурядную силу, красоту и величие русской женщины.

Великой Отечественной войне посвящены поэмы «Далёкий свет» (1977) и «Никаноровна» (1978).

В второй половине 70-х годов появились ещё два сборника «Сердцевина» (1976) и «Окаём» (1978). Одно из ярких стихотворений в сборнике «Сердцевина» - «Петухи». Это стихотворение впервые было опубликовано в журнале «Наш современник» в 1974 году. Это стихотворение стало откликом на произошедший в марте 1969 года вооружённый советско-китайский конфликт в районе острова Даманский. Герой стихотворения – житель пограничной деревушки, который наблюдает за жизнью на другом берегу Амура и мечтает о том, чтобы вернулись былые дружеские отношения с китайцами. В этом стихотворении звучит мысль о том, что вражда между двумя народами противоестественна.

Встаёт Россия с петухами.
И я в одной из деревень
Проснулся в их весёлом гаме,
Когда едва забрезжил день.
И видел я сквозь волоконца
Тумана легкого, как сон:
Народ и там с восходом солнца
Разбужен был под тот же звон.

В 1979 году, уже известный российский поэт, Игорь Еремин переехал в Благовещенск, где продолжил работу над поэмой «Большак». Эта поэма вошла в сборник с одноимённым названием. Книга была последним изданием при жизни поэта. В центре поэмы образ дороги – нелёгкий путь. Пройденный страной со времён революции и до 70-х годов прошлого века. Образ дороги позволил поэту расширить не только временные, но и пространственные рамки произведения: Петербург, Москва, Сталинград, Сибирь… В последних главах автор переносит нас на Дальний Восток, где возводят Зейскую ГЭС и БАМ – «всем в мире большакам большак».

Пришла пора, чтоб без помехи
Исполнить ленинский завет.
Гидростроительства успехи!
По всей стране их виден свет.
Смотрите: и у нас под боком
Плотина встала в полный рост.
Внутри турбин чуть слышный рокот,
А сверху – чем тебе не мост!
И я, у той плотины стоя,
Где стала морем Ангара,
Я думал, что Зеягэсстроя,
Пожалуй, близится пора.

Через всю поэму проходит образ Ленина. Он - борец за народное счастье, настоящий труженик, вдохновитель всех великих дел.

Творчество поэта не ограничивались темой родины и народа – труженика, созидателя, защитника Отечества. Игорь Еремин – автор проникновенных и светлых стихов о любви «И опять я, как прежде люблю…», «Как любит женщина? Молчком…», «Пусть ты влюблённой не была…» и другие.

Как любит женщина? Молчком,
Не разгадать её секрета,
Письмо оставит без ответа
Или напишет не о том.
И ты выходишь из себя:
- О, женщина с душой бескрылой! –
Она молчит, а в мыслях: - Милый… -
Шепчет, жалея и любя.

Есть у поэта стихи о смысле жизни – «Опять бессонница ночная…», «Когда живёшь, переживая…», «Дожил! Сам себе противен…».

Дожил! Сам себе противен.
И никчёмен, как подзол,
Над которым добрый ливень,
Может, месяцы не шел.
Что стряслось? А то, что снова
От зари и до зари
Не ложится к слову слово,
Не желает, хоть помри.

В стихотворениях о родном Приамурье поэт избегает ярких, сочных эпитетов, его сравнения и метафоры просты и естественны. В таких стихотворениях, как «Какая ясная погода…», «В моём окне с утра видна…», «В час затишья, в час бешеных гроз…»:
В час затишья, в час бешеных гроз,
Теплым маем и августом росным,
У реки ли, в тени ли берёз,
На заимке ли днём сенокосным,
На равнине, от снега седой,
Среди гор, заглядевшихся в Зею, -
Я люблю этот край молодой,
Потому, знать, и сам я не старею.

Пейзажная лирика поэта вызывает сильный эмоциональный отклик.

Снимите шапки, как в священном храме!
Вы входите в зелёный храм тайги,
Где вечность разговаривает в вами
Простым кивком и кедра и ольхи.

В 1982 году поэт закончил работу над поэтической сказкой «Мишка-некудышка», адресованной детям. Сказка посвящена младшей дочери Вере, с которой поэт жил последние годы.

Уже после смерти поэта был опубликован сборник «Зрелость» (1984). Книгу успел подготовить автор. В последний год жизни Игорь Еремин работал над романом «Мать», главы из которого читали на радио. Осталось незаконченной поэма «Земля». К сожалению, судьба этих произведений. Как и многих других неизвестна.

Игорь Алексеевич Еремин скончался от сердечного приступа в расцвете творческих сил. Алексей Воронков писал: «Он умер в пору, когда природа просыпается после долгой и тоскливой амурской зимы. Был апрель. Теплынь. Но когда мы с товарищем рыли могилу, неожиданно началась пурга. Да какая! Будто силы небесные взбунтовались, посчитав смерть Поэта нелепой ошибкой природы».

Вот и тянешься в детство душою,
Где и с полной луной, и во мгле
Был он радостью самой большою
Свет в окне – свет любви на земле!

 

Произведения И. А. Еремина.

Отдельные издания.

 

Большак: поэма/И. Еремин. –Благовещенск: Хабаровское кн. изд., 1982. – 127, [1] с.

В книге три поэмы «Солдатка», «Далёкий свет» и «Большак». Эта последняя книга поэта, изданная при его жизни. В центре поэмы «Большак» образ дороги, нелёгкого пути, которым прошла наша Родина. В последних главах поэмы автор переносится на Дальний Восток, в Приамурье, где возводится Зейская ГЭС и Байкало-Амурская магистраль. Через всю поэму проходит образ Ленина, вдохновителя всех великих дел.

Поэма «Солдатка» - это сказание о русской женщине. Главная героиня поэмы – солдатка Алёна. За чтением долгожданного письма от мужа она вспоминает о мирной жизни, о первом свидании, о замужестве, о рождении сына. Но несмотря на тяготы военного лихолетья, русская женщина остаётся нежной, заботливой матерью и верной женой.

 

Земные корни: стихи/И. Еремин. – Москва: Современник. – 1973. – 79, [1]с.

В книгу замечательного амурского поэта вошли стихи о военном детстве, картины деревенской жизни, портреты земляков, размышления о любви. Чувство передано с такой искренностью, с такой правдивостью, что невольно наворачиваются слёзы из глаз. Это свойство настоящей поэзии!

  

Окоем: стихи и поэмы/И. Еремин. – Благовещенск: Хабаровское кн. изд., 1978. – 102, [2] с.

Настоящая книга Игоря Еремина названа «Окоем», то есть то, что способен охватить и воспринять поэтическое Око.

Вот строки из поэмы «Далёкий свет», где Еремин обращается памятью к своему, опалённому войной детству, прошедшему на Тамбовщине.

…Оттого, спустя десятилетья,
После бед, что выпали и мне.
Не могу не думать, не болеть я
За судьбу людскую на земле.
Оттого и память беспокою
И в тревоге, как в дороге, весь.
Защитить бы каждою строкою
Все, что в мире дружеского есть…
В этой поэме автор размышляет о трудной и прекрасной судьбе России.
…Не одни берёзы да осины,
Не одни суровости черты.
Есть ещё и сердце у России,
Полное до края доброты…

 

Сердцевина: стихи и поэмы/И. Еремин. – Благовещенск: Хабаровское кн. изд., 1976. – 79, [1] с.

Одно из самых ярких стихотворений этого сборника – «Петухи». Это стихотворение стало откликом поэта на приграничный советско-китайский конфликт на острове Даманском в марте 1969 года. В стихотворении звучит мысль о том, что вражда между двумя народами противоестественна, она опровергается самой природой. Подчёркивая это, пробуждение жителей двух приграничных деревень автор рисует параллельно. Герой стихотворения, житель приграничной деревни, сомневается в том, что дружба существовавшая долгие годы могла рухнуть в одночасье. Герой полон сострадания к простым китайцам, лишённым возможности открыто проявлять свои чувства. Крик петухов в стихотворении становится символом освобождения естественных человеческих чувств от тяжёлых оков власти. Это символ будущего мира между двумя приграничными державами.

  

Из публикаций в периодической печати и сборниках:

Ерёмин, И. А. Большак: поэма / И. А. Ерёмин // Наш современник. – 1981. – № 2-3. – С. 52–68.

Ерёмин, И. А. В час затишья, в час бешеных гроз…: стихи / И. А. Ерёмин // Дал. Восток. – 1982. – № 10. – С. 104–105.

Ерёмин, И. А. Вернулся в город юности моей…; Дворик; Ломают старые дома; мы забрели с дочуркой…; осень на Амуре: стихи / И. А. Ерёмин // Мой город: стихи и песни. – Благовещенск: РИО, 1998. – С. 32–37.

Ерёмин, И. А. Комбайнёр; Сосед; Опять весь день снаружи: Подснежник: стихи / И. А. Ерёмин // Приамурье моё–1974: лит. - худож. альманах. – Благовещенск: Амур. отд. Хабаров. кн. изд-ва, 1974. – С. 3–8.

Ерёмин, И. А. Куда идёт двадцатый век; Зимы заснеженные виды; Из таёжного блокнота; Мониторщик: стихи / И. А. Ерёмин // Приамурье моё–1973: лит. - худож. альманах. – Благовещенск: Амур. отд. Хабаров. кн. изд-ва, 1973. – С. 136–140.

Ерёмин, И. А. Ленин за работой; Отец; Работа: стихи / И. А. Ерёмин // Приамурье моё–1977: лит. - худож. альманах. – Благовещенск: Амур. отд. Хабаров. кн. изд-ва, 1977. – С. 5–8.

Ерёмин, И. А. Осень на Амуре: стихи / И. А. Ерёмин // Хрестоматия по географии Амурской области. – Благовещенск: Амур. отд. Хабаров. кн. изд-ва, 1986. – С. 65.

Быстро и незаметно прошли жаркие дни, и наступила золотая амурская осень.

Какая ясная погода!
Амур спокоен, в небе синь.
Вся в ожидании захода
Стоит осенняя теплынь.

Ерёмин, И. А. Петухи: стихи / И. А. Ерёмин // Стоят на Амуре русские сёла. – Благовещенск: Хабаров. кн. изд-во, 1978. – С. 122–125.

Ерёмин, И. А. Шли к Ленину, – и другу, и вождю…; Естественность, естественность во всём…; Снег; Капель; Припомним её бытие…; Санная дорога; Кино; В моём окне с утра видна…: стихи / И. А. Ерёмин // Приамурье поэтическое. – Хабаровск: Кн. изд-во, 1970. – С. 36–43.

 

Литература о жизни и творчестве:

Воронков, А. Сердце поэта/ А. Воронков // Амур: лит. - худож. альманах. – Благовещенск: Изд. БГПУ, 2007. – № 6. – С. 87–91.

Автор вспоминает о поэте: «Скромный он был человек, однако некоторая доля тщеславия в нём была. Когда узнал, что автором рецензии на его книгу «Сердцевина» был я, тут же проявил ко мне, ещё «зелёному», безызвестному журналисту, интерес».

Ерёмин Игорь Алексеевич // Амурская писательская организация. 1977–2007. – Благовещенск: ООО «Издательская компания РИО», 2007. – 17с.

Биографическая справка о жизни и творчестве поэта и список литературы.

Назарова, И. С. Ерёмин Игорь Алексеевич/ О.И. Щербакова, И. С. Назарова // Энциклопедия литературной жизни Приамурья XIX–XX веков / сост., вступ. ст. А. В. Урманова. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2013. – С. 142–145.

Биографическая справка о жизни и творчестве замечательного амурского поэта.

Полтавцев, И. Дни и годы с Игорем Ерёминым / И. Полтавцев// Амур: лит. - худож. альманах. – 2005. – № 4. – С. 78–92.

Друг Игоря Еремина вспоминает о своих встречах с поэтом.

Филатов, А. «…Светом стать и пережить себя»: / А. Филатов // Приамурье–2003: лит. –худож. альманах. – Благовещенск: РИО, 2003. – С. 111–117.

Более тридцати лет минуло с тех пор, как ушёл из жизни амурский поэт Игорь Еремин. В воспоминаниях автор рассказывает о своих впечатлениях от встреч с поэтом.

Фотьев, Н. И. Жизнь, отданная творчеству/Н. И. Фотьев // Ерёмин И. Зрелость: стихи / И. Ерёмин. – Хабаровск: Кн. изд-во, 1984. – С. 3–4.

Автор вспоминает о творческом пути амурского поэта И. А. Еремина, и о своих встречах с ним.

Фотьев, Н.И. Неразрывность судьбы/ Н. И. Фотьев // Ерёмин И. Окоём: стихи и поэмы. – Хабаровск: Кн. изд-во, 1978. – С. 5–8.

Вступительная статья о творчестве Игоря Еремина, о новом сборнике «Окоем». «Поэзию Игоря Еремина я знаю давно и горячо приветствую его творчество, в котором просто и естественно, с высокой мерой художественной правды и ответственности выражены важные мысли и чувства» - написал Николай Фотьев.

Материал подготовила библиограф библиотеки "Центральная" Дружина Г.В.