Купить этот сайт

Меню

Завальнюк Леонид Андреевич

Любовь во всём, чем славен свет,
Что нам дано изведать.
Она и в том, что есть ответ,
И в том, что нет ответа,
Она далёкие края,
И, сон о них тревожный…
Любовь есть форма бытия
Души живой и сложной.
И только с нею мир велик –
Тот мир, что правдой света,
До самой смерти не велит,
Считать, что песня спета!
Л. Завальнюк

 

Мало кто знал, что первая книжка стихов известного поэта Леонида Завальнюка вышла в Благовещенске.

Леонид Андреевич Завальнюк (20 октября 1931, Умань, Киевская область, УССР, СССР — 7 декабря 2010,Москва, Российская Федерация) — советский российский поэт, писатель и сценарист. Член Союза писателей СССР (1962).

Несмотря на то, что почти половину жизни он прожил в Москве, мы считаем его нашим амурским поэтом, потому что Благовещенск, по его многочисленным признаниям, всегда был для него второй родиной.

Отец, Андрей Дорофеевич, служил в милиции, в уголовном розыске. Мама, Елизавета Андреевна была директором учреждения общепита. Детство будущий поэт провёл в небольшом украинском городке, Смела. Там он окончил первые два класса школы. По воспоминаниям писателя, жизнь в семье не была счастливой. В дошкольные годы самым близким человеком для мальчика стала бабушка со стороны отца, Мария. Из воспоминаний писателя: «Я рос так, как будто у меня, ни отца, матери, а только она. Иногда мне казалось, что оба мы с ней сироты. Много мне от неё перепало тепла и чистой, негромкой доброты. Первые в жизни стихи я тоже услышал от неё».

Весной 1941 года в семье случилось несчастье, умерла мать. А летом, перед самой войной, отец женился во второй раз на Елене Климовне Федченко. По воспоминаниям поэта, она была деловитой и властной женщиной. Они не были духовно близки, но это не мешало Завальнюку вспоминать о ней с глубокой признательностью. Именно она воспитала его в военные годы и помогла выжить. Отец ушёл на фронт, а для неё с пасынком началась эвакуация. Скучали по отцу и ждали от него писем. Утоляла тоску только песня. Мачеха пела замечательно, особенно украинские песни. Любовь к песни поэт пронёс через годы и написал множество песен, которые стали любимы народом. А тогда он часто пел с мачехой на два голоса.

Леня, мальчик из украинской деревни, воспитанный природой, полем, дождями и тучами, он был приучен к постоянному ощущению бедности и одиночества. Он словно невзначай услышал и вывел на бумаге слова, способные ранить даже чужого человека.

Поём. Встаёт рассвет.
Трещит мороз большой.
У мачехи моей
Чугунная рука.
Но вот поём мы с ней
Про гибель ямщика.
Но вот поём мы с неё
И плачем в два ручья
Над тем, что мы поём,
Чтоб отогреть сердца,
Над тем, что мы вдвоём,
В пустой степи вдвоём
Ждём писем от отца,
Которых не и нет,
Как нет войне конца.

Зимой 1943 года, после освобождения Украины от фашистов, они вернулись в родное село мачехи. Вскоре с войны пришёл отец, чтобы расстаться с женой, забрать сына в Винницкую область, в своё родное село Мервин. Суровая проза жизни, казалось, не располагала к поэзии, но именно тогда Завальнюк написал первое стихотворение.
В 1944 году он уехал в Донбасс, в город Никитовку, где поступил в фабрично-заводское училище. Через два месяца получил третий разряд токаря и отправился в шахту работать откатчиком. Вскоре он уехал к родственникам со стороны матери в Рубцовск, и стал работать на Алтайском тракторном заводе. Там произошло значимое для будущего поэта событие, в заводской газете впервые напечатали его стихотворение. За это время он окончил 7 класс, ремесленное училище, и получил специальность фрезеровщика. От училища его направили на обучения в группу токарей в Индустриальный техникум трудовых резервов. Там, при клубе, работало литературное объединение, к которому начинающий поэт примкнул. Это была хорошая поэтическая школа, помогающая понять своё и чужое творчество.

Окончить техникум юноше не удалось. В 1951 году его призвали в армию и отправили на Дальний Восток, в артиллерийскую часть, расположенную на станции Среднебелая. Солдат Завальнюк, пишущий стихи на ночном посту, раздражал сержантов

Здесь же началась судьба Завальнюка – поэта. Спасительна была встреча с замечательным человеком, филологом, издателем Марком Гофманом, посвятившим Леонида в тайны поэтического мастерства. Уже в первой книге поэта обозначились контуры будущего творчества, определились его тематические, жанровые, поэтические предпочтения. Поэт не ищет тем вне жизни, вне личного опыта. Одиночество, сиротство, странничество, родина и любовь – мотивы, которые пронизывают его творчество.

А затем был Литературный институт. Леонид Завальнюк признан литературной братией хорошим поэтом: никогда не фальшивил, не лез в политику, вечно пребывал в диалоге с собственным духом.

Окончил Литературный институт имени Горького (1959) и семинар Льва Ошанина (1960).

Первый сборник стихов «В пути» вышел в 1953 г. в Амурском книжном издательстве. Здесь же выходили книги стихов «За отступающим горизонтом», «На дорогу времени», «Приснитесь мне, города», «Моя прописка», «Лирика», повести «На полустанке», «Лирическая повесть». В 1964 г. в Хабаровске издана книга «Дневник Родьки — трудного человека», в 1987 г. — книга стихов «Дальняя дорога». Книги Завальнюка выходили во многих центральных издательствах.

С Благовещенском Леонида Завальнюка связывало многое. Это город, на скрижалях которого, по признанию поэта, он остался «зарубкой». Во время своего последнего посещения в 2004 году Завальнюк признался, при имени города «душа вздрагивает! В этом городе я рос, организовывался, взрослел, первая книжка моих стихов именно там вышла. Многие литераторы в литературные отпуска стремились уезжать куда-то к морю, Пицунду любили.На крайней случай ехали в тишину подмосковного леса. Я же на протяжении десятков лет каждый год уезжал на полтора-два месяца в милый сердцу Благовещенск. Я там много работал, писал, там так хорошо писалось… Там был дом – завалюха на улице Калинина, я любил в нём останавливаться. Там всегда трещал сверчок – это для меня была как музыка вдохновения. Вообще, где дом друзей, там и Родина моя».

Благовещенску поэт посвятил много замечательных строк:

У города хороший вкус,
Он не гигант, сказать по чести.
Но каждый дом и каждый куст
В нём удивительно на месте.

Не случайно и последняя, изданная уже после смерти поэта книга носит «топографическое» название – «Осень в Благовещенске»(2011). Это последнее «прости», последнее признание в любви Поэта своему Городу.

В Благовещенске вслед за первым вышли ещё три сборника стихов «За отступающим горизонтом» (1956), «Стихи о доме» (1958), «На дорогу времени» (1959). В сборнике стихов «За отступающим горизонтом» большую часть занимает поэма «В пути». Ею лирический герой – это молодой человек, современник автора, показан в начале жизненного пути, ему восемнадцать лет. Жизнь героя пробует его на стойкость, «на изгиб и на излом». Но судьба юноши не исключительна, в ней обобщены судьбы людей, родившихся незадолго до начала войны.

В 1960 году, находясь в командировке в Москве, Завальнюк познакомился с будущей женой Натальей. Женившись, переехал в столицу. Здесь он целиком посвятил себя литературе. Он начал печататься в журналах «Юность» и «Новый мир». В 1962 году его приняли в Союз писателей. Москва дала возможность по-настоящему развернуться творческому дарованию поэта.

Лирический герой Завальнюка – странник, покинувший родной край, но постоянно возвращающейся к нему в мыслях. Здесь слышатся и лермонтовские и есенинские мотивы, но и более современные – поэзия М. Светлова, Д. Самойлова, А. Твардовского. В лирическом герое какбы соединяются беспомощный ребёнок и слабый старик, но именно эта беспомощность и слабость оборачиваются силой, позволяющей ему проложить свой путь по целине жизни.

С темой странничества связана и центральная тема творчества Завальнюка – тема сиротства и одиночества.

Как кусок головы у портрета срезается рамой,
Так вы срезаны смертью, младенчества дни.
Помню мать. Но не помню, как звал её мамой.

Сиротство у Завальнюка, больше чем сиротство. Она усугубляется непростыми отношениями лирического героя с родителями, неизбывноечувство обиды на них. В таких стихах как «Попытка портрета», «Два окна»,

«Грачи,1942», «Родители».

Мир духу вашему за вечною рекой.
И, верьте мне,
Недрогнувшей рукой
Давно совал бы я, чтоб обрести покой.
С души и с памяти былых обид оковы.
Но, забывая их,
Я забываю, кто вы,
И вспоминать нет надежды никакой

Одиночество также приобретает в лирике Леонида Завальнюка неповторимые, индивидуальные стороны.

Как хочется
В начало, в забытый исток.
Пусти меня в мир одиночества.
Я так без него одинок!

Но если в сиротстве нет вины героя, оно – его судьба, не избранная, но данная, то одиночество – не только беда, оно – его выбор: «Осенние дали пусты…», «Снова сильная вьюга…».

Лирический разговор – это его излюбленный жанр. Поэт находится в постоянном диалоге с Богом, судьбой, родиной, родителями, с самим собой, с природой, одушевлённой и неодушевлённой. В ней и обнажённость сердца, доверчивость, и неподдельная искренность и боль, и назидательность умудрённого жизнью. Поэтому Завальнюк часто обращается к жанрам молитвы, исповеди и лирического разговора. Многое в мироощущении поэта идёт от связи с родной землёй. Родине посвящены стихотворения: «Очередь за снегом…», «Я люблю тебя, родина милая», «Я люблю эту землю», «Перезимуем, брат…».

Завальнюк – из поколения поэтов, которые не принимали участия в сражениях Великой Отечественной. Однако память о войне является одним из основных мотивов его творчества. Победа в войне, по убеждению поэта, была одержана не столько силой, сколько способностью к состраданию. Защитить себя для поэта означает, прежде всего, защитить тех, кто рядом.

Перенесу былое в наши дни.
Вот здесь убит я. И вот здесь – взгляни…
Когда сквозь вас я в прошлое гляжу,
Я на свои могилы прихожу.

Современное воплощение находит в поэзии Леонида Завальнюка традиционная для русской литературы тема поэта и поэзии. В сборнике «Стихи», куда вошли лучшие стихотворения поэта, написанные им с 1956 по 2001 годы. Этой теме посвящен целый раздел - «Ремесло». «Ты – почти жизни», «единственная в городе больница» - вот такие ёмкие формулы предназначения поэта. Поэт – провод, по которому идёт ток жизни, он посланец грядущего, пророк, призвание которого, пестуй и мани. 

Бей без промедления,
Посулы сыпь, и песту и мани,
Но доконай его, каналью, дотяни,
 Не дай ему уйти от просветления! 

За первое десятилетие ХХI века вышло несколько стихотворных сборников поэта: «Стихи» (2001), «Музыка жеста» (2002), «Под словом» (2004), «Планета Зет» (2006), «Посох» (2006), «Летела птица» (2009), а также автобиография «То, что помню…» (2004). Поэт активно участвовал в литературном процессе, публикуя свои произведения в литературно-художественных журналах.

В последних стихотворениях поэт всё чаще размышляет о жизни, смерти и бессмертии.

Давно ничего не хотелось.
Вдруг хочется петь и плясать.
И вот, запершись в туалете,
На старой какой-то газете
О смерти, о тающем лете
Трепещущий стих написал.
«Рождение стиха».

Вера и творчество не покидали поэта до конца, его душа была открыта новому, готова к размышлению и поиску.

Что-то новое такое
В ветрах, вербах над рекою,
В старом друге и в жене.
А быть может, просто старость
По чужим мирам скиталась,
Новым светом пропиталась,
И тот свет теперь во мне?

Важная особенность поэтического творчества Завальнюка – мелодичность. И это свойство стихов закономерно вызвало к жизни ещё одну творческую ипостась Леонида Андреевича как поэта-песенника. Сотрудничать с композиторами он начал ещё в Благовещенске. В соавторстве с А.Г. Ривлиным, прекрасным журналистом и музыкантом, родились такие песни, как «Величавый Амур», «Могила партизана», «Партизанские тропы». В Москве работа с композиторами продолжилась. Песни на стихи Завальнюка зазвучали с киноэкрана и эстрады. Их исполняли Иосиф Кобзон, Алла Пугачёва, София Ротару, Валерий Леонтьев.

Автор стихов более чем к полусотне популярных песен композиторов Ю. Саульского, П. Аедоницкого, Л. Лядовой, Б. Емельянова, А. Зацепина, И. Катаева, Р. Майорова, Е. Птичкина, Д. Тухманова, М. Табачникова, Л. Гарина, А. Чернышова и других. За ряд песен, написанных в соавторстве с Ю.Саульским, неоднократно удостаивался звания лауреата телевизионного фестиваля «Песня года» (1979: «Не покидает нас весна» — в исп. Иосифа Кобзона1980:«Ожидание» - в исп. Софии Ротару; 1981: «Осенняя мелодия» («Звенит высокая тоска...») и 1982: «Обида» — в исп. Татьяны Рузавиной и Сергея Таюшева; 1983: «Счастья тебе, Земля!» — в исп. Софии Ротару, 1986: «Сожалею» — в исп. Валерия Леонтьева). Также в телеспектакле режиссера Владимира Андреева «Повесть о молодых супругах» (1982), снятого по мотивам одноимённой пьесы Е. Шварца, прозвучало несколько песен на музыку Ю. Саульского и на стихи Л. Завальнюка «Потеряна собака», «Два белых снега», «В душе поёт пластинка» и другие.

А еще он был интересным художником. Леонид, по его же воспоминаниям, начал рисовать небольшие картинки. Это начинание переросло в хобби, а хобби – в серьёзное увлечение. Идею о выставке картин, которых со временем набралось довольно много, Завальнюку подала приятельница друга. И через три года в Нью-Йорке, в музее Рериха, прошла первая выставка живописных работ, на которой также были представлены и некоторые переведённые на английский язык стихи Л. Завальнюка. Вторая выставка состоялась в Благовещенске, третья – в филиале Пушкинского музея Москвы, четвёртая – в Париже и пятая – снова в Благовещенске.

Его живописные работы находятся в частных коллекциях в России, Англии, Италии, Финляндии, США.

Писал сценарии к мультфильмам и художественным фильмам. В анимации сотрудничал с режиссёрами Л. И. Мильчиным, Ю. А. Прытковым и другими. В 1966 году по повести Л. Завальнюка «Дневник Родьки Муромцева – трудного человека» был снят кинофильм «Человек, которого я люблю», с Георгием Жжёновым — в главной роли.

Особое место в творчестве Леонида Завальнюка занимают произведения для детей. Он написал несколько детских книг, по его сценарию сняли несколько мультфильмов.

Богатство творческих ипостасей Леонида Завальнюка идёт от богатства его личности. А потому девиз писателя: «Один день жизни – тоже жизнь!». Ведь жить нужно в полную силу, не откладывать ничего на завтра, так как это будет уже новый день, а значит, новая жизнь, наполненная другими, не менее интересными событиями. Нужно верить в себя, свои силы, не слушать ничьих советов, а только своё сердце, не бояться ошибаться, строить жизнь по собственной воле. Только так, по мнению поэта, можно обрести себя и свой путь в этом мире.

Как-то в интервью его спросили: «Ваше жизненное кредо?». «Моя философия проста, как кружка воды, как глоток воздуха: самая большая ценность в жизни – это сама жизнь».

Не умирайте, господа,
И вы, товарищи, не надо.
Не от чумы, не от гранаты,
Никто, нигде и никогда.
Не умирайте, господа –
Прошу вас, вечно будьте живы.
В Кабуле, в Вене, Тель-Авиве,
Ценою звёздного труда,
Абрамы, Ибрагимы, Биллы,
Клошары, мудрецы, дебилы –
Не умирайте, господа.
Живите вечно, господа.
Вы удивитесь, может быть,
Что я молюсь за вас в России,
Но мне при всем желанье жить
Ключ от бессмертия не добыть.
Так мир устроен – не добыть.
Один я это не осилю.

Скончался Л.А. Завальнюк 7 декабря 2010 года, и похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Семья.

  • Супруга: Наталья Марковна Завальнюк — математик.
  • К 80-летию со дня рождения поэта снят документальный фильм «Леонид Завальнюк. «Я ни с какого года».
  • Юбилейный выпуск альманаха «Амур» (2011 г.) Благовещенского государственного педагогического университета посвящён памяти писателя Леонида Завальнюка.

Память. 

  • К 80-летию со дня рождения поэта снят документальный фильм «Леонид Завальнюк. «Я ни с какого года».
  • Юбилейный выпуск альманаха «Амур» (2011 г.) Благовещенского государственного педагогического университета посвящён памяти писателя Леонида Завальнюка. 

Книги Леонида Завальнюка

Завальнюк, Леонид. 
Родька: Повести/Л. Завальнюк. – Хабаровск: Книжное издательство, 1984. – 416с.

Книга представляет собой дилогию. По первой части дилогии «Дневник Родьки – трудного человека» поставлен фильм «Человек, которого я люблю».

В центре внимания автора становление характера главного героя обеих повестей – рабочего парня Родьки Муромцева. В повести затрагивается проблема воспитания нравственных ценностей, ответственности за судьбу родных и друзей, долга перед собой и обществом, непримиримости и иждивенчеству.

Что такое «трудный» подросток в наше время? Тот, кто грубит окружающим, шастает по подъездам с такой же трудной компанией, или не придерживается каких-либо других моральным норм. Но в этой книге «трудным» считается обыкновенный мальчишка пятнадцати лет, который просто пытается понять – «как надо» и «как не надо» в этой сложной жизни.

Родион, или по-домашнему Родька, черпает ответы на вопросы отовсюду – семья, школа, знакомые, папина работа.  Пусть у него нет матери, но с отцом у него – идеальное взаимопонимание, в школе – хорошие отношения с одноклассниками и странный, но по-своему интересный друг Васька. В общении со старшим братом, преодолевая натяжки, Родька тоже учится – терпимости, умению разделить чужую точку зрения. Вечерние партии в шахматы с отцом, дружеские посиделки на кухне - именно вовремя них

Родька делает какие-то умозаключения. Однажды он говорит отцу о том, что хорошо бы изобрести кибернетическую машину, определяющую способности человека и его будущую профессию. В этом словно кроется некий тайный призыв о помощи – ведь сам он еще не может определиться, чего хочет. На что отец возражает ему – машина хочет быть умнее человека, а ведь такого не должно быть; каждый человек обладает всеми способностями, нужно только уметь развивать их.

Не закончив школу, после восьмого класса Родька идет работать на завод – и неважно, что его отец работает там главным инженером, неважно, что его просят остаться в школе. Это его решение, его осознанный выбор, желание самому приносить пользу, не считаться в семье нахлебником. И выбор этот правильный – Родька еще раз убеждается в простой формуле счастья: утром его тянет на работу, вечером – домой. Те люди, мастера и фрезеровщики, что работают рядом с ним, тоже невольно помогают ему разобраться в сложной человеческой натуре. И не такой уж он, оказывается, и «трудный» – ведь всегда человека, чем-то отличающегося от коллектива, считают «трудным».

Пожалуй, одна из самых отличительных черт книги и ее несомненное достоинство – неподражаемый стиль и тонкий, замечательный юмор. Именно чувством юмора Родька в первую очередь располагает к себе всех, а особенно – читателя.

Особый интерес вызвала экранизация в 1966 году её первой части «Родька» режиссёром Юлием Карасиком, в главной роли – Георгий Жженов.

Несмотря на то, что повесть была написана более полувека тому назад, она не утратила современного звучания, поскольку повествует о вечных ценностях: верности, дружбе, любви, о не простых отношениях отца и сыновей. Вечным остаётся и размышление писателя о становлении человеческой личности.

 

Завальнюк, Леонид.
Это – реки: Книга стихов/Л. Завальнюк. – Благовещенск: Амурское книжное издательство, 1969. – 144с.

Главные темы этого издания - неразрывная связь с родной землей, с людьми, живущими на ней, с природой. Книга - это раздумья о ценностях жизни, об ответственности человека за судьбу страны.

Моря и горы, степи и леса,
Поля широкие и реки шумных улиц
В какой-то миг возникли предо мною,
Как черты лица,
И глубины души моей улыбкою
коснулись.
Я многое забыл. Но сохранил навек
Отчетливую мысль,
По всем путем скитались,
Что мир окрестный –
И вот уж много лет
Все с ним заговорит, пытаюсь.

 

Завальнюк, Леонид.
Вторые травы: Стихи/Л. Завальнюк. – Москва: Молодая гвардия, 1975. – 64с.

Через детали привычного, обыденного автор стремится постичь суть жизненных явлений. Размышления о современной жизни соседствуют с воспоминаниями о детстве и о войне.

Мне возвращаться в детство ни к чему,
Я, слава богу, вырос. Слава богу.
Но я б хотел вернуть деревню и дорогу,
Осенний сад в мерцающем дыму
И что-то мимолётное такое,
Чего и сам я толком не пойму.
Быть может, дружбу деда-бобыля
С извечным котелком узвара в чёрной печке.
А может, девочку на стоптанном крылечке.
А может, просто звёзды и поля.
Поля и звёзды…
Ночь и тишина…
Вот так лежать на чердаке
И думать, как бывало,
Что впереди, ого, всего ещё немало,
А позади лишь детство и война.

Автор утверждает, что духовный мир человека неотделим от жизни страны.

 

Завальнюк, Леонид. 
Возвращение: Книга стихов/Л. Завальнюк. – Москва: Молодая гвардия, 1983. -64с.

В книге стихов автор воссоздаёт горькое военное и послевоенное детство. Суровые раздумья о войне, о тревожной судьбе своего поколения, о становлении характера лирического героя наполнены тёплыми мотивами любви и человечности.

Дорога к дому – тоже дом!
Люблю! Позвольте возвратиться.
Я шаг ступил,
И верба – птица
Простёрла крылья над прудом.
Ещё ступил – и над Заречьем
Два солнца в дымке голубой.
То, взявшись за руки,
Навстречу
 Выходит Детство и Любовь!

   

Завальнюк, Леонид. 
Лирика: Книга стихов/Л. Завальнюк. – Благовещенск: Кн. изд., 1963. – 128с.

На небольшом пространстве короткого стиха поэт умеет дать не только лирическое переживание, но и бытовую сценку, людей в действии. 

 

Завальнюк, Леонид.
Мой дом: Стихи/Л. Завальнюк. – Хабаровск: Книжное изд., 1966. – 68с.

 

Завальнюк, Леонид.
Моя прописка: книга стихов/Л. Завальнюк. – Благовещенск: Амурское кн. изд., 1962. – 88с
.

Автор утверждает, что судьба и жизнь человека неразрывно связаны с судьбой народа.

Я люблю эту землю –
И в сиянье, и втёмную,
И покрытую зеленью,
И пургой заметённую.
По судьбе – и случайную,
Даровую – и трудную,
И пустынно – печальную,
 И весёлую, людную. 

 

Завальнюк, Леонид.
На дорогу времени: Стихи/Л. Завальнюк. – Благовещенск: Амурское кн. изд., 1959. – 78с.

Книга стихов о времени, о любви и о себе.

Снова стихами повеяло
От молодой травы.
Я каждому слову поверю,
Которое скажите вы, -
Поверю, что вы наступаете
По руслам новых дорог, -
Прочтите мне только по памяти
Десяток хороших строк.

 

Завальнюк, Леонид.
Стихи разных лет/Л. Завальнюк//Приамурье 2001: литературно-художественный альманах/ред.-сост. В. Г. Лецик. – Благовещенск: ООО «Издательская компания «РИО», 2001. – С.3-5.

В альманахе его стихи регулярно публиковались начиная со второго выпуска.

Стихи поэта представляют как бы «внутренний диалог». Будто два голоса спорят, два сердца, две правды. В них поражает накалённая противоречивость чувств, неожиданные повороты мыслей.

Я не верю ни в Бога, ни в дьявола,
Ни в Христа, ни в хлыста,
Ни в звезду на западе.
Только верю в единую заповедь –
Не убий!

  

Завальнюк, Леонид.
Стихи/Л. Завальнюк//Мой город: Стихи и песни. К 140-летию г. Благовещенска/ред.-сост. И. Д. Игнатенко, С. А. Борзунова. – Благовещенск: РИО ЗАО «Амурская правда», 1998. – С.23-26
.

Нашему городу поэт посвятил много замечательных строк.

Давно подмеченный закон
Здесь новой силой поражает:
Кто строит город над рекой,
Реке невольно подражает.
Страда ли зной и духота,
Зима ли грозно хмурит брови –
Он неизменен,
Три кита –
Простор, покой и простота –
 Всегда видны в его основе.

 

Завальнюк, Леонид.
Стихи/Л. Завальнюк. – Благовещенск: Издательство АмГУ, 2001. – 272с.

Его несуетливые стихи живут себе и не стареют, и имеют преданного читателя по всей России. Произведения написаны человеком, которому многое открылось. 

 

Завальнюк, Леонид. 
Осень в Благовещенске: Поэма/Л. Завальнюк; худ. С. Диманд. – Москва: Октябрь,2011. -128с.: ил.

От истоков своих человек
Не уходит и не отвыкает.
Потому что не вынуть надежд
Из того, в чем они возникают,
Потому что не вынуть любовь
Из простора, где сердце стучало,
Где, мужая, душа излучала
Благодарность к травинке любой. 

Этот отрывок из поэмы Завальнюка «Осень в Благовещенске» стал эпиграфом к книге-альбому, книге-метафоре, собранной в память о годах Леонида Завальнюка, проведенных на Дальнем Востоке. «Где дом друзей – там родина моя». Благовещенск – его вторая и духовная родина.
Поэма впервые издаётся отдельной книгой, представляющей самобытное творчество поэта и художника.

 

Завальнюк, Леонид.
Слово и цвет: Сто стихов – сто картин/Л. Завальнюк. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2014. – 208с.: ил.

Собрать в одной книге свои лучшие стихи и живописные работы было мечтой автора. При жизни осуществить это ему не удалось. Зато теперь друзья и близкие наконец-то подготовили это издание: «Слово и цвет. Сто стихов - сто картин».
«Его живопись - это детские грезы о неведомых и невиданных мирах, где ты никогда не был в реальной жизни, но превосходно знаешь, потому что это пространство детской мечты. В них нет ничего реального, и они абсолютно реальны и знакомы, как всем знакомы ощущения, которые бывают только в детстве и во сне», - так сказал однажды о его работах режиссер Савва Кулиш.
Книга эта, яркая и жизнерадостная, - одновременно и грустная, и философская, как и вся поэзия Леонида Завальнюка.

Мне жить не больно.
Жизнь моя легка.
Сложна ли? Может быть,
Но по простым лекалам.
Бескрылая судьба?
Беда невелика:
И без полетов можно жить,
Лишь бы душа летала.
Мне жить не больно.
Больно быть собой.
В кругу родных людей,
Когда в часы тревоги
Они, вздыхая над моей судьбой,
Пытаются спасти меня,
Столкнув с моей дороги.

 

Из публикаций в периодической печати и сборниках

Гамерман, Ю.
Леонид Завальнюк: грани судьбы, грани таланта/Ю. Гамерман//Амур: литературный альманах: №3/гл. ред. В. М. Ступников. – Благовещенск: Издательство БГПУ, 2004. – С.82-92.

Когда читаешь стихи настоящего поэта, то постепенно ощущаешь, что они становятся частью тебя самого, а человек, их написавший делается родным. Автор статьи после знакомства с поэтом Леонидом Завальнюком попыталась создать свою версию его биографии. Необыкновенно скромный человек, интересный собеседник с необыкновенной улыбкой и спокойным, добрым взглядом. Таким поэта увидела автор статьи.

  

Завальнюк, Леонид Андреевич
//Энциклопедия литературной жизни Приамурья Х
IХ-ХХI веков/сост. А. В. Урманов. – Благовещенск: Издательство БГПУ, 2013. – С.149-152.

 

 

Жизнь и творчество поэта Л. А. Завальнюка.

Игнатенко, И.
«Прочтите мне только по памяти…»/И. Игнатенко//Амур: литературный альманах: №10/гл. ред. А. В. Урманов. – Благовещенск: Издательство БГПУ, 2011. – С.11-19.

Киреева, Н.
На узком пятачке – душа, бессмертье, небо…/Н. Киреева//Амур: литературный альманах/гл. ред. А. В. Урманов. – Благовещенск: Издательство БГПУ, 2011. – С.19-25.

Черкасов, В.
Ключ от бессмертья не добыть…/В. Черкасов//Амур: литературный альманах: №10/гл. ред. А. В. Урманов. – Благовещенск: Издательство БГПУ, 2011. – С.29-30.

Черкасов, В.
«Сам на себя и ставлю, и бегу» /В. Черкасов//Амур: литературный альманах: №8/гл. ред. А. В. Урманов. – Благовещенск: Издательство БГПУ, 2009. – С.117-120.

Автор статьи рассказывает о знакомстве с творчеством знаменитого поэта. «Написав, что со стихами Леонида Завальнюка я прошёл всю сознательную жизнь, я нисколько не преувеличил. После «Лирики» я приобретал все его книги, какие попадались, некоторые. Правда, не сохранились, но и сейчас их более десятка стоят среди тех, которые я постоянно читаю и перечитываю».

  

Ярошенко, А.
«Не умирайте, господа…» /А. Ярошенко//Российская газета. – 2008. – №197. – С.16.

Автор статьи рассказывает о встрече со знаменитым поэтом Леонидом Андреевичем Завальнюком в его московской квартире. Поэт был очень рад этой встрече. Вспоминал город Благовещенск, где служил, где рос и стал поэтом. И при слове «Благовещенск» у него «душа словно вздрагивает». В нашем городе вышла первая книга стихов Леонида Завальнюка.

Материал подготовила библиограф библиотеки "Центральная" Дружина Г.В.