Меню

Никиткин Павел Маркелович

Писатель, скульптор, лауреат Амурской премии в области литературы и искусства, лауреат литературной премии им. А. Д. Коптяевой, член Союза российских писателей, руководитель его Амурского отделения.

«Ответственность брать по-мужски за своих близких, беречь данное от Бога и не тратить попусту сокровенное – этим премудростям учится Павел Маркелович у главной для всех учительницы, по имени и отчеству называемой Жизнью». – Нина Дьякова, поэт.

Родился Павел Маркелович в деревне Новосёлки Калужской области в 1950 году. С 1963 года, после смерти отца и матери, воспитывался в Азаровском детском доме города Калуги, где, по воспоминаниям писателя, в нём впервые пробудилась любовь к литературе. «…Будучи детдомовцем, получил первую пятёрку по литературе: рассказал «Кладовую солнца» Пришвина. После такого успеха я уже не мог себе позволить получать отметки ниже пятёрки». Благодаря классику, в П. М. Никиткине открылась новое чувство – любовь к литературе, которая «с годами становилось всё острее». С детства Никиткин хорошо рисовал, поэтому учитель рисования посоветовал поступать в Абрамцевское художественное училище, куда приезжали со всего Советского Союза. Получил специальность – художник – мастер по обработке кости, камня и дерева. После училища служба в армии. После службы два года работал в сталелитейном цехе Мытищинского машиностроительного завода. Это часть «западной жизни».

В 1974 году, в поисках мест хорошей охоты, переехал на Дальний Восток, в Благовещенск. Начинается вторая часть жизни – «дальневосточная». Связывает эти две части и определяет одна черта – любовь к охоте. Ружьё уводило в поля Подмосковья, оно же и привело в сопки и долины Приамурья. Павел Маркелович работает сменным мастером на мебельном комбинате. С 1976 года художником, затем директором Амурских мастерских Художественного фонда РСФСР.

Член Союза художников России с 2003 года. Он участник многих выставок в стране и за рубежом.

В 1985 году П. М. Никиткин окончил филологический факультет БГПИ. Документы подавал на исторический факультет, но из-за четвёрки по русскому языку не прошёл по конкурсу и оказался в рядах филологов. Он об этом не жалеет, поскольку именно кафедрой литературы было подмечено его писательское дарование: «Преподаватель Б. А. Лебедев так оценил один из моих рефератов: «Вам, молодой человек, свойственна бойкость пера». Во многом эта фраза подвигла писателя попробовать силы в прозе.

Видеть красоту амурских рассветов и закатов, живя в сказочной тайге и среди таинственных озёр, и не писать об этом – нельзя. Уметь рассказать о красоте дальневосточных лесов и озёр, о дивных багульниковых сопках и о цветном и ярком мире осенней поры – это дано не каждому.

Писать П. М. Никиткин начал поздно, ближе к пятидесяти. Автор рассказывал, что однажды на охоте, когда собирались выехать на промысел, он неожиданно приболел и вынужден был остаться в зимовье. «Когда вернулись в зимовье мои компаньоны, я им прочитал строки. Один говорит, это обо мне. Другой посчитал, что о нём. А я ведь писал о себе, о своих чувствах. Мне подумалось тогда: значит, людям это близко, интересно. И я продолжал свои опыты в поэзии». Свои стихи показал В. Алюшину и И. Игнатенко, которые посоветовали издать книгу. Так в 1997 году появился первый стихотворный сборник «Охотничьей тропой», включающий два поэтических цикла – «Охота» и «Мозаика».

Во втором сборнике «Просёлки» Никиткин продолжает развивать охотничьи мотивы. Охотничья вселенная цельна, соприкосновение с ней одаривает счастьем, гармонией с миром и с собой. По замечанию В. Алюшина в сборнике автор заметно раздвигает горизонты творчества, вводит в лирическую ткань стихотворения колоритных персонажей – людей крестьянского труда. Таковы поэмы «Письмо из деревни за «Бугор» и «Сон председателя». В «Просёлках» поэт многогранен. В сборнике представлены раздумья о месте и роли поэта в таком стихотворение как «Поэт на даче».

Третий сборник «Осенние зори», который вышел в 2000 году, включены стихи из первых двух сборниках. Произведения претерпевают изменения формы и содержания. Образ охоты становится конкретнее.

Название четвёртой поэтической книги – «Корни», нацелено приоткрыть жизненные принципы поэта. Один из главнейших «корней» человеческого существования – хлеб, о нём первое стихотворение сборника: «Нет ничего священней хлеба, а слово жито равно жизнь».

В сборник «Вдоль берёзовой страны», который вышел в 2010 году, вошли стихотворения из всех поэтических сборников поэта.

Неизменной приметой поэтического мира П. М. Никиткина являются образы времён года, главное из них – осень. Ей посвящены многие стихотворения, она включена в название одного из лирических сборников. Осенний сезон неотделим от охотничьих мотивов, поэтому осень у поэта оборачивается рыжим зверем:

Лисой подкралась осень
И золотым хвостом,
на сопки краски бросив,
Любуется холстом.

Осень – это лучший период охоты, но и плодотворное время творчества. Образ осени детализирован, в каждом из её месяцев лирический герой находит своё особое очарование. Сентябрь – это свидание лета и осени.

Лето с осенью здесь повстречались,
Чтоб расстаться – порядок таков.

К осенним месяцам в лирике поэта относится август, осознаваемый «прошедшему лету наградой», близким преддверием любимой осени.

Кажутся тучки на небе ненужными,
Кажется, дождик идёт не всерьёз,
Только покрылись уже позолотою
Юбки стоящих у поля берёз.

Н. М. Никиткин очень тонко чувствует природу, её оттенки, грани, переходы, поэтому ноябрь и март в творчестве поэта – месяцы зимние.

Люблю я вечер в ноябре,
Когда зима придёт,
Метель гуляет во дворе,
Огонь в трубе поёт.

Особыми приметами наделяется амурская осень: она «дымная» от «лесных неуёмных пожаров», «пёстрая» от изобилия упавшей на землю листвы, «грустная» из-за отлёта птиц, «печальная», потому что несёт скорую «стужу» («Осень на Амуре»).

Весна у П. М. Никиткина осмысливается как пробуждение природы, период душевного подъёма, время перемен и скорой охоты: «Не в шуме быстром ледохода…», «Весна свежа и розова», «Кто дома усидит, когда весна в полях…», «Весенний этюд».

Лето наделяется устойчивым эпитетом «звонкое», олицетворяющим щебет птиц, шелест стрекоз, «шёпот листьев», «небесную синь» и «вертлявый ветер». В «Летнем сне» «марево лугов» предстаёт сказкой, которая возвращает лирического героя в волшебное детство.

Изображение зимы пронизано пушкинскими мотивами. С одной стороны «кудесница», «укрывающая поле и луг волшебным одеялом», с другой, обитель беса, воплощённого в образах метели и пороши:

Что-то с погодой творится,
Метель всё метёт и метёт,
Задуло лампады в божницах
То бесы ведут хоровод.

В 2005 году выходит первая книга прозы «Алёшкина охота», в которой ключевая тема писателя раскрывается в иной художественной форме. Здесь писатель рассказывает о случаях из охотничьей жизни, выступает как продолжатель традиций «Записок охотника» И. С. Тургенева.

В 2009 году в городе Саранске была издана вторая книга прозы П. М. Никиткина – «Русский берег», в неё вошли более тридцати рассказов и роман с одноимённым названием. За роман «Русский берег» писатель был удостоен Амурской премии в области литературы и искусства.

В 2010 году в альманахе «Амур» был опубликован рассказ «Саратовские страдания», повествующая о гармонисте Иване Берёзине. Музыкальная игра героя, напоминающая «чудиков» Шукшина, «погружает в сокровенные глубины человеческой души», преображая мир, делая его добрее и человечнее.

В 2013 году опубликован сборник повестей и рассказов «Листая памяти страницы», включивший ряд новых произведений. Рассказ «Старый волк» продолжает традиционную тему писателя, тему охоты, её благотворного влияния на человека.

Как скульптор, Никиткин является автором «Мемориальной доски А. И. Солженицыну», установленной на здании вокзала городе Свободном, медалей с изображением В. Маяковского, Р. Гамзатова, П. Комарова, Г. Федосеева. Совместно с Н. Карнабедой П. М. Никиткин создал «Мемориальную доску отцу П. А. Флоренскому», установленной на здании управления железных дорог городе Свободном.

 

Книги П. М. Никиткина

Алёшкина охота: рассказы/П. Никиткин. – Благовещенск, 2013. – 288с.

В сборнике рассказов автор повествует о случаях охотничьей жизни. Для главного героя рассказа, молодого охотника Алёши, охота становится не только любимым и долгожданным сезоном погони за зверем, но и временем «охоты» на всякую «сволочь», нарушившую незыблемое охотничье правило – чужого в тайге не брать. Герой рассказа «Рейс первый, рейс последний» молодой охотник, Колян, который не считается с природными законами. Его охота превращается в убийство. Тайга жестоко мстит человеку, забирая жизнь у неповинного Иваныча. В рассказе «День рождения» ощутимы охотничьи мотивы лирики писателя. Охота – это страсть, это тяжкий труд, это пойманная удача.

 

Вдоль берёзовой страны: Стихи/П. Никиткин. – Благовещенск: ООО «Буквица», 2010. – 128с.

В сборник вошли стихи из всех поэтических книг П. М. Никиткина. Неизменной приметой поэтического мира поэта являются образы времён года, главное из них – осень. Осенний сезон неотделим от охотничьих мотивов, поэтому осень оборачивается рыжим зверьём:

Лисой подкралась осень
И золотым хвостом,
На сопки краски бросив,
Любуется хвостом.

Осень – это не только лучший период для охоты, но и плодотворный период творчества. Осень – это время любви и счастья.
Любовь на фоне осени рисую,
Я вспоминаю те черты,
Что дивным таинством волнуют,
 Как нежность, шёпот, вечер, ты. 

 

Дуплет: рассказы охотников/П. Никиткин. – Благовещенск: Радуга, 2011. – 152с.

В 2011 году вышел сборник рассказов об охотниках «Дуплет», в нём объединены как новые, так и знакомые по предыдущим книгам произведения. Среди рассказов выделяется «Крёстная». Завязкой рассказа является встреча. Герой рассказа, навещая свою крёстную узнаёт оеё нелёгкой судьбе. В сборнике рассказов писатель проявляет себя мастером сюжетных ходов и интриги, но и автором, умеющим создавать тонкие лирические пейзажи.

 

Листая памяти страницы: повести и рассказы/П. Никиткин. – Благовещенск, 2013. – 196с.

Сборник повестей и рассказов был опубликован в 2013 году, в который включены ряд новых произведений. В центре рассказов «Память осени» и «День воспоминаний» - герои, окунувшиеся в прошлое, мысленно вернувшиеся в годы войны и своей молодости. Рассказы «Два портрета» и «Шалунья» посвящены судьбам художников. Рассказ «Старый волк» продолжает тему охоты, её благотворного влияния на человека.

 

Охотничьей тропой: стихи/П. Никиткин. – Благовещенск,1997. – 40с.: ил.

Стихотворный сборник, который появился в 1997 году, включает два поэтических цикла – охота и мозаика. Первая часть посвящена главной страсти поэта – охоте, которая предстаёт живым существом.

Далеко на севере,
В клюквенных болотах,
Древнею легендою
Страсть живёт – охота.

Охотничий мир возвышен, наполнен мифологическими образами, он объединяет охотников и больших друзей, но и влюблённых.

Ты шла, как юная Покрида,
Со мной охотничьей тропой.
Зачем мне Андромеды дротик?
Когда твоей любви лучом
Сражён был сам я на охоте.

Второй цикл – мозаика включает стихотворения разных тематических групп. Это и гимны друзьям, и воспоминания о тяжёлом, но счастливом детстве, размышления о жизни, поэтические этюды о творчестве.

Слово, как капля, упало с куста
Брызгами цвета на поле листа.
Слово, как капля на травах, роса.
В слове, как в гранях алмаза – слеза.

 

Иванов сон. Память осени: рассказы/П. М. Никиткин//Приамурье 2013: Литературно-художественный альманах. – Благовещенск: Амурская областная писательская организация, Издательский дом «РИО», 2013. – С.170-177.

В центре рассказов герои, окунувшиеся в прошлое, мысленно в годы войны и своей молодости.

  

Русский берег: роман/П. Никиткин. – Благовещенск,2013. – 288с.

Роман состоит из глав: «Фёдор», «Яшка», «Гаврилыч», «Олег» и «Корсаково». Герои имеют несхожие судьбы. Фёдор, приняв грех друзей, отбыл десятилетний срок в тюрьме. После освобождения он пытается наладить жизнь в постперестроечной России. Ему на пути встречается другой герой – Яшка, вор и пьяница, олицетворение жизненной неприкаянности. Только мнимое убийство заставляет Яшку задуматься о жизни. Это мнимое убийство происходит в охотничьей избушке Гаврилыча, человека прочной нравственной основы, черпающего силу в общении с природой. Все герои разные, но их объединяет одно: они русские, и именно им уготовано в «штормовое время» 90-х поднимать «русский берег».

  

Материал подготовила библиограф библиотеки "Центральная" Дружина Г.В.