Меню

"Через книгу к миру и согласию"

Выставка литературы, посвященная Международному дню толерантности, подготовлена библиотекой им.Б.Машука

 

Несовпадения… Это хорошо или плохо? Мы имеем право не совпадать? Да. Это хорошо, что мы имеем такое право.

Несовпадения по вкусу, по убеждениям, по пристрастиям. Это хорошо? Да, вероятно. Такое право на несовпадения стоит отстаивать и стоит говорить. Надо убеждать спокойно, убедительно, тактично, взвешенно. Нужно говорить о проблемах, позициях, взглядах и, конечно же, книгах.

 

«Толерантность – это искусство жить в мире непохожих людей и идей»

А.Г. Асмолов

1 раздел: Что такое «толерантность»

 

Гречко, П.
О границах толерантности / П. Гречко //Свободная мысль-XXI. – 2005. – № 10. – С. 173–182.

 

 

 

Как отмечает автор, толерантность – это признание и уважение других взглядов, убеждений, традиций, стилей и практики жизни без внутреннего согласия с ними. В самом общем плане границы толерантности задаются характером или природой тех различий, с которыми ей приходится иметь дело. 

 

 

 

 

Трубина, Л.
Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия / Л. Трубина // Воспитание школьников. – 2003. - № 3. – С. 33–35.

 

 

 

втор предлагает провести для учащихся урок толерантности, на котором поэтапно учит, различать к какой группе, относим себя: толерантной или интолерантной. Также для закрепления урока предложен ряд упражнений.

 

 

 

 

 

Усачев, А.
Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых / А. Усачев; ил. Т. Кормер. – Москва: Эксмо, 2008. – 72 с. : ил. – (Другой, другие, о других).

 

 

 

В книге писатель рассказывает историю о Декларации Прав Человека, о том, что Маленький Человек имеет свои права и обязанности, и как за них бороться.

 

 

 

 

 


Хабермас, Ю.
Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции ведений мира, ценностей и теорий / Ю. Хабермас //Социологические исследования. – 2006. – № 1. – С. 45–53.

 

 

 

Автор рассматривает историю возникновения слова «толерантность» в XVI веке, и ее эволюцию в отношении общественных взглядов на терпимость в сфере религиозного мировоззрения на протяжении всей истории.

 

 

 

 

 

 

2 раздел: Уроки доброты и милосердия

«Поставь себя на место другого»

Е.Г. Гениева

Поспелова, М.
Час общения «Добро. Зло. Терпимость»: для учащихся VIII класса / М. Поспелова //Воспитание школьников. – 2007. – № 1. – С. 19–22.

 

 

 

Рассматривается преподавание урока по толерантности для учащихся в школе. Урок учит детей понимать и разделять понятия «добро», «зло», «терпимость», а также убеждает в необходимости добра и недопустимости зла.

 

 

 

 

 

Саетгараева, З.
Будьте добрыми, человечными! /З. Саетгараева //Воспитание школьников. – 2003. – № 9. – С. 31–34.

 

 

 

В статье автор предлагает сценарий классного часа на тему толерантности под общим названием «Звезда человечества» в литературном кафе.

 

 

 

 

 


Сультеев, Д.
Единство разных: к Международному дню толерантности /Д. Сультеев //Воспитание школьников. – 2008. – № 9. – С. 3–7.

 

 

 

 

Автор статьи описывает понятие «толерантности» с точки зрения разных народов мира. Предложен целый ряд мероприятий для воспитания детей из опыта школы № 29 г. Ульяновска.

 

 

 

 

Шустова, Л. П.
Воспитание толерантности: приемы для индивидуальной и групповой работы / Л. П. Шустова //Классный руководитель. – 2006. – № 4. – С. 77–80.

 

 

 

Автор описывает немалое количество накопленных приемов, методов и форм работы по воспитанию толерантности у школьников. Они связанны с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов). Эти методы пополнят копилку классного руководителя и будут способствовать установлению доброжелательной атмосферы в классе.

 

 

 

 

3 раздел: Другой, другие, о других

 

«Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества»

С. Лихачёв

 

Гостева, А. С.
Большой взрыв и черепахи / А. С. Гостева. – Москва : Рудомино : Эксмо, 2008. – 72 с. : ил. – (Другой, другие, о других).

 

 

 

Автор расширяет представления читателя о сотворении мироздания и о создании вселенной, показывает связь образа жизни людей с их укладом жизни.

 

 

 

 

 

 

Григорьева, А. А.
Путешествие по чужим столам / А. А. Григорьева. – Москва : Эксмо, 2008. – 56 с. : ил. – (Другой, другие, о других).

 

 

 

В книге показано влияние климатических условий, образа жизни и обычаев, а также религиозного представления на формирование национальной кухни. Рассматривается проникновение различных продуктов в национальные кухни разных народов.

 

 

 

 

 

Кирсанова, Р.
Ленты, кружева, ботинки… / Р. Кирсанова. – Москва : Эксмо, 2008. – 80 с. : ил.

 

 

 

Автор рассматривает значение одежды для человека, зависимость одежды от климата, истории и обычаев страны, а также религиозных убеждений человека.

 

 

 

 

 


Тименчик, В. М.
Семья у нас и у других / В.М. Тименчик. – Москва : Эксмо, 2008. – 64 с. : ил. – (Другой, другие, о других).

 

 

 

В книге рассматривается толерантное отношение к миру, а также формирование собственного понятия «семьи». Описывается, что каждая семья отличается друг от друга, но при этом все они объединены общими чертами.

 

 

 

 

 

 

4 раздел: «Я такой же, как и ты»

 

«Часто для того, чтобы жить, надо больше мужества, чем чтобы умереть»

                         В. Альфиери

Байерс, Б.
Лебединое лето / Б. Байерс ; пер. с англ. А. Дубининой ; худож. А. Власова. – Москва : Центр «Нарния», 2007. – 176 с. : ил. – (Тропа Пилигрима)

 

 

 

Автор описывает непростую жизнь девочки Сары Годфри во время ее взросления. Рассказывает о ее переживаниях после смерти матери и отсутствии отца, а также о толерантном отношении к собственному больному брату Чарли. Для Сары с новой стороны открывается окружающий мир во время поиска своего брата, потерявшегося в лесу во время поиска пленивших его лебедей.

 

 

 


Гальего, Р. Д. Г.
Белое на черном / Р. Д. Г. Гальего. – Санкт-Петербург : Лимбус Пресс, 2003. – 64 с.

 

 

 

В основе романа лежит автобиография писателя, состоящая из рассказов и впоследствии ставшая сенсацией еще в журнальной публикации. Описана тяжелая жизнь мальчика в советском детском доме страдающего неизлечимой болезнью. Воспоминания ребенка-инвалида до сих пор стоит перед глазами автора страшной яркой картиной.

 

 

 

 


Грум, У.
Форрест Гамп : роман / У. Грум ; пер. с англ. Ю. Вейсберга ; под ред. Б. Останина. – Санкт-Петербург : Амфора, 2004. – 335 с.

 

 

 

Автор ведет свое повествование от умственно отсталого юноши. Главный герой очень смешно и трогательно описывает жизнь со своей точки зрения, а также о необычных приключениях, которые с ним все время происходят.

 

 

 

 

 

Короленко, В. Г.
Слепой музыкант : повесть и рассказы / В. Г. Короленко ; сост. и предисл. И. Л. Жуковой ; худож. Г. В. Алимов. – Москва : Астрель ; АСТ ; Хранитель, 2007. – 234, [6] с. : ил.

 

 

 

В повести «Слепой музыкант» описан удивительный и нежный мир незрячего мальчика Петра. В процессе взросления, с которым происходят душевные переживания и становление его как человека. Рассказывается о восприятии окружающего мира слепым человеком с раннего детства, благодаря очарованию музыки свирели и природе. Описана трогательная терпимость матери и отца, а также деревенского парня Иохима, благодаря которым он преодолел все свои жизненные трудности.

 

 

 

Назаркин, Н.
Изумрудная рыбка : палатные рассказы / Н. Назаркин ; ил. Н. Петровой. – Москва : Самокат, 2007. – 112 с. – (Лучшая новая книжка)

 

 

В рассказах автор описывает, как воспринимает окружающий мир тяжелобольной ребенок, который находится на больничной койке. Это рассказ об удивительной дружбе между детьми, которые, не смотря на свою болезнь, не падают духом и живут, поддерживая себя не смотря ни на что.

 

 

 

 

 

Улицкая, Л.
Дочь Бухары : рассказ // Улицкая, Л. Рассказы / Л. Улицкая. – Москва : Эксмо, 2007. – С. 58–78.

 

 

 

Автором описана нелегкая жизнь узбекской девушки Бухары, из-за нелегкой жизни впоследствии лишившейся мужа и оставшейся с дочерью больной синдромом Дауна на руках. Героиня смогла достойно воспитать свою дочь и выдать замуж.

 

 

 

 

 

 

5 раздел: Толерантность и дети

 

«Нет людей чисто беленьких или чисто черненьких… Все мы пестренькие»

М. Горький

Бойн, Д.
Мальчик в полосатой пижаме : романе / Д. Бойн ; пер. с англ. Е. Полецкой. – Москва : Фантом-Пресс, 2010. – 224 с. – (
Pocketbook).

 

 

 

Автор книги описывает период Второй мировой войны. Он рассказывает о дружбе наивного мальчика Бруно, сыне высокопоставленного немецкого чиновника и еврейского мальчика Шмуэля. Читателя поразят взаимоотношения между детьми, а также их мудрость.

 

 

 

 

 

Маршалл, А.
Я умею прыгать через лужи : повесть / А. Маршалл ; пер. с англ. С. Кругерской и Вл. Рубина ; рис. А. Иткина. – Москва : Дет. лит., 1986. – 268 с., [2] с. : ил.

 

 

 

В повести описано детство писателя, где в ранней юности ему пришлось тяжело переболеть полиомиелитом. Описывается борьба ребенка со своими невзгодами, которые выпали на его долю. Писатель показывает нравственное воспитание ребенка и процесс становления его как личности.

 

 

 

 

Приставкин, А. И.
Ночевала тучка золотая : повесть / А.И. Приставкин. – Москва : Олимп ; Астрель ; АСТ, 2000. – 272 с. – (Школьная хрестоматия).

 

 

Описана трудная жизнь детей из детского дома из Подмосковья во время войны, увезенных на Кавказ. Рассматривается печальная жизнь двух братьев сирот во время войны. Автор описывает читателю любовь и дружбу братьев, а также преданность друг другу.

 

 

 

 

 

Сент-Экзюпери, А. де
Маленький принц // Сент-Экзюпери, А. де Маленький принц. Уайльд, О. Рассказы и сказки / А. де Сент-Экзюпери, О. Уайльд. – Москва : Махаон, 1999. – С. 5–82 : ил.

 

 

 

В философской сказке автором описывается путешествие Маленького принца с астероида Б-612 на разные планеты. На которых он для себя открывает много нового и интересного, знакомится с разными людьми и постепенно становится их другом.