Меню

«Мудрость воспитания: советы великих педагогов»

 

Книжная выставка представлена библиотекой "Дом семьи"

 

«Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

А. С. Макаренко

 

Каждый мечтает достойно воспитать своих детей. А как это сделать? Именно на этот вопрос отвечают выдающиеся педагоги. С их размышлениями и советами знакомит читателя наша выставка « Мудрость воспитания: советы великих педагогов».   Всем нам, взрослым, нужно учиться мудро управлять детьми, постигая и применяя в воспитании советы и наставления великих педагогов прошлого. К классикам нужно возвращаться вновь и вновь...

 

Теория «свободного воспитания»

 

«Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи».

Л. Н. Толстой

 

 

Большой практический вклад в развитие русской педагогики внес великий писатель и выдающийся педагог Л. Н. Толстой. Толстой резко критиковал муштру, зубрежку, формализм и деспотизм в обучении и воспитании детей, призывал уважать личность ребенка, развивать в нем самостоятельность и творческие силы. Он выдвинул теорию «свободного воспитания» и практически претворял ее в жизнь в Яснополянской школе 

 

Толстой, Л.Н.
Ясная Поляна /Лев Толстой; Сост.И.Халтурин.- М.: Детская литература, 1988.- 143 с. 

 

 

Л.Толстой открыл в Ясной Поляне школу и всякий желающий мог там учиться. Лев Николаевич был для ребят и учителем, и отцом, и старшим товарищем. В толстовской школе не нужно было платить за учение, не было никаких наказаний, учиться было весело и дети делали это с охотой. Для родителей особый интерес представляет вступление в книге, оно называется «Родителям и воспитателям». В нем И. Халтурин рассказывает о педагогических принципах Л.Н.Толстого.

 

 

 

 

 

Барутчева, Е.
Мы все будем учиться! /Е.Барутчева /Дошкольное воспитание.- 2008. - №9 - С.82-89 

Тысячи людей называют Льва Николаевича Толстого учителем. Имя это он заслужил своими публицистическими произведениями, педагогическими статьями, томами

художественных произведений, которые, при всей своей пленяющей художественности, несут и собственно учительское стремление поделиться с читателем тем знанием о мире, что ты уже постиг. Для Толстого это стремление было неудержимо и естественно, потому что желание учиться новому не покидало писателя на протяжении всей его долгой жизни.

А всем, кто хочет не только учить, но и воспитывать - потому что образование состоит из двух этих дел, - Л.Толстой сообщает: «Все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, т.е. самому... воспитываться: только этим люди влияют на других, воспитывают их, и тем более на детей, с которыми они связаны». Очевидно, это же относится и к учению; недаром, приглашая первых учеников в школу, молодой граф Лев Николаевич обещал: «Все будем учиться».

 

Каримова, Р.З.
Л.Н.Толстой о воспитании /Р. Каримова // Досуг в школе.- 2011.-№2.-С.17-18
Автор статьи Р.Каримова рассказывает о взглядах Л.Н.Толстого на семейную педагогику. 


 

 

 В основу воспитания детей в семье - считал писатель, - должен быть положен закон об истинной жизни, ведущей к духовному братству и единению людей. Почему в современном воспитании преобладает сознательное внушение, нравоучение? Потому, что общество живет ложной жизнью. Воспитание будет сложным и трудным делом до тех пор, пока люди хотят воспитывать детей, при этом не воспитывая себя. Если же они поймут, что воспитывать других можно только через себя, через свой личный пример, то упразднится один вопрос и останется второй, как самому жить истинной жизнью? Правда - вот первое и главное условие воспитания. Но чтобы не стыдно было показать детям всю правду своей жизни, надо сделать свою жизнь хорошей или, по крайней мере, менее дурной. 

 

 

Право быть собой

 

"Мы играем с детьми краплеными картами; слабости детского возраста бьем тузами достоинств взрослых. Шулеры, мы так подтасовываем карты, чтобы самому плохому в детях противопоставить то, что в нас хорошо и ценно".

Я. Корчак

 

Януш Корчак (1879–1942) – врач, детский писатель, польский педагог еврейского происхождения (Генрих Гольдшмит). Корчак делил общество на два класса – угнетенных детей и угнетателей взрослых. Он верил в абсолютную ценность детства, отстаивал права детей, защищал их интересы. Его самая известная книга для взрослых – "Как любить ребенка" (1918). Основная идея – нельзя воспитывать ребенка без участия самого ребенка. Дети имеют права. Они могут требовать внимательного отношения к своим проблемам, иметь мнение и свободно его высказывать, организовать свою жизнь, использовать достоинства, скрывать недостатки. В 1942 году отказался покинуть своих учеников, воспитанников Дома сирот, и вместе с ними вошел в газовую камеру концлагеря Треблинка. 


Корчак, Я
Как любить детей / Януш Корчак. — Хабаровск: Кн.изд-во, 1988. — 144 с. 

 

 

 

Книга выдающегося польского педагога, врача, писателя, погибшего в 1942 году в фашистском лагере Треблинка, обращена к воспитателям, прежде всего родителям. Я. Корчак призывает: уважайте детей, их достоинство, их личность. 

 

 

 

 

 

Корчак, Я
Воспитание личности / Януш Корчак. — М.: Просвещение, 1988. — 287 с. 

 

 

 

Я. Корчак стремится вовлечь читателей в поиск скрытых связей между воспитанием детей и судьбой нашего будущего, между детством и зрелостью. Со страниц этой книги он призывает нас освободить детство от лжи, суеты и безнравственности. 

 

 

 

 

 

Богатырева, Н.
Завещание Старого Доктора / Наталья Богатырева // Читаем вместе.- 2012.- № 8-9.- С.34 

 

 

 

«Детей нет - есть люди» - это главный постулат гуманной педагогики Януша Корчака. Своим педагогическим опытом Корчак щедро делился с современниками как преподаватель, автор многочисленных статей и выступлений на радио, где он вел передачу под псевдонимом Старый Доктор. В статье Натальи Богатыревой вы познакомитесь с педагогическими размышлениями Я.Корчака в литературе и публицистике.  

 

 

 

Зиман, Л.
Как любить детей: К 130-летию со дня рождения Януша Корчака / Леонид Зиман // Семейное чтение.- 2008.- № 3.- С.30-34. 

 

В статье доцента Московского государственного педагогического университета Л.Зимана дается анализ сказочных повестей Я.Корчака. Эти повести- результат многолетних наблюдений над детьми, произведения доброго рассказчика, художника-психолога и педагога. Детей нужно любить, а не умиляться над ними. «Воспитатель, который приходит со сладкой иллюзией, что он вступает в этакий маленький мирок чистых, нежных, открытых сердечек, чьи симпатии и доверие легко сыскать, скоро разочаруется», — писал он в одном из своих педагогических трудов. В художественных произведениях, он описывал и детские пороки. Но при этом верил, что в мире «добра в тысячу раз больше, чем зла».

 

 

 

Мыщикова, Н
Памяти Януша Корчака / Нелли Мыщикова, Любовь Смирнова // Отмечаем знаменательную дату.- Минск : Красико-Принт, 2012.- 176 с.-   (Библиотека предлагает)

 

В этом выпуске журнала «Библиотека предлагает» помещен материал, посвященный 135-летию со дня рождения Януша Корчака. Авторы статьи уверены, что книги Я.Корчака о воспитании и сегодня не утратили актуальности. Книги разные, и роднит их не только одинаковая фамилия автора на обложке. Писатель, педагог и врач Януш Корчак оставил нам замечательный рецепт, который годится каждому: «Я никому не желаю зла. Не умею. Просто не знаю, как это делается».

 

Не мешайте ребенку

 

Свобода – это уникальное средство   максимально развить личность,

характер, ум и чувства ребенка.

М. Монтессори

 

Среди известных методик необходимо отметить методики для раннего развития и воспитания детей : методику Монтессори и методику Глена Домана.

 

Мария Монтессори (1870–1952) – педагог, первая в Италии женщина-врач. Монтессори отвергла авторитарный подход и создала педагогическую среду, которая соответствует потребностям ребенка и поддерживает его активность. Она требовала предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в свободном выборе, в интересном для него занятии. Воспитание по Монтессори призвано развивать волю ребенка, которая является важнейшим условием становления личности. Основной девиз метода Монтессори: "Помоги мне сделать это самому".

 

 

 

Врач и педагог, Глен Доман разработал методику для воспитания и развития самых маленьких детей. Он полагал, что наибольший эффект имеет активное обучение ребёнка и его воспитание до возраста семи лет. Методика рассчитана на способность малыша усваивать очень много информации, которую подают ему по специальной системе. Эта методика вырабатывает у малышей пытливый ум, стимулирует раннее развитие речи, дальнейшее скорочтение.

 

Дмитриева, В.Г.
Самые популярные методики раннего развития   малыша / Валентина Дмитриева. - М.: АСТ;   СПб.: Сова; Владимир: ВКТ, 2011. -448с.: ил. 

 

 

 

Существуют ли стопроцентно эффективные методы, одинаково полезные для всех детишек? Как выбрать систему воспитания, к чему прислушиваться — к голосу разума или к материнскому сердцу? Вам помогут определиться с этим методики раннего развития М.Монтессори, Глена Домана, Сесиль Лупан, Никитиных, Николая Зайцева
 

 

 

 

 

Журавская, О. В.
Ваш малыш гений: интеллектуальное развитие ребенка от 0 до 7 лет /Оксана Журавская. — М.: Суфлёр; Ростов н/Д: Феникс, 2013. — 287 с. : ил. — (Школа развития).  

 

 

Книга, которую мы представляем вашему вниманию, расскажет о современном подходе к дошкольной подготовке ребенка в домашних условиях. В ней описаны оригинальный системы обучения и методики известных детских педагогов и психологов М.А. Зайцева, Марии Монтессори, Глена Домана, Кассиля, Искры Даунис и др. Эта книга не перегружена теорией, основное внимание уделено ее практическому использованию. Мамы и папы могут просто взять ее в руки, раскрыть на соответствующем разделе и непосредственно приступить к нелегкой работе — учить ребенка быть умным. Игры и специальные упражнения, тренинги помогут «домашнему учителю» получить наилучшие результаты.

 

 

Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет/[сост. Е. А. Страубе]. — М.: Эксмо, 2008. — 224 с. — (Популярные развивающие методики). 

 

Рождение ребенка — большая радость для родителей! Если вы хотите, чтобы ваше чадо выросло умным, любознательным и всесторонне развитым, об этом надо позаботиться с первых дней его жизни.

В этом вам поможет оригинальная методика Глена Домана, главным принципом которой является гармоничное развитие ребенка — как интеллектуальное, так и физическое. В книге пошагово описаны методы развития двигательных навыков и равновесия с самого рождения малыша, приемы обучения чтению, счету и запоминания больших объемов информации без усилий и напряжения. Учебный материал вы сможете изготовить из подручных средств и легко адаптировать для своего ребенка. А рассказы опытных родителей и последователей Глена Домана помогут вам выбрать то, что оптимально подходит именно вашему малышу. 

 

 

Орлова, Д.
Большая книга Монтессори / Дарья Орлова. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007.- 185 с 

 

 

В последние десятилетия появляются новые педагогические теории, посвященные раннему развитию малышей, открываются новые детские сады и группы подготовки к школе, которые работают по оригинальным отечественным и зарубежным методикам. И все они преследуют одну цель - помочь родителям в развитии способностей ребенка. Но теорий - сотни, более или менее разумных - десятки, а вот надежных, проверенных временем, - единицы. К последним относится и система дошкольного воспитания Марии Монтессори, которая главное внимание уделяла развитию познавательных способностей детей и использовала для этого специальные дидактические материалы. О том, в чем суть ее системы, чем отличается монтессори-садик от обычного, как самому заниматься с ребенком по ее методу, своими руками сделав для этого монтессори-материалы, и рассказывает эта книга

 

 

Семья как коллектив

 

 

Методы воспитания трудом, формирования личности в коллективе развивал один из виднейших отечественных педагогов Антон Семенович Макаренко (1888–1936), автор "Педагогической поэмы", "Книги для родителей". В 1988 году ЮНЕСКО назвала четырех педагогов, определивших направление образования в ХХ веке: Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.  

 

 

Байер, Е.А.
Педагогика для студентов вузов / Елена Байер,Сергей Стародубцев.-Изд. 2- е.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 156 с. - (Шпаргалки). 

 

 

 

 

Один из разделов учебника посвящен истории педагогики. В нем рассказывается и о педагогических идеях А.С.Макаренко, который всю свою научную деятельность связывал с воспитательной практикой. Педагогические открытия Макаренко послужили основой для развития социальной педагогики. 

 

 

 

 

Макаренко, А.С.
Книга для родителей / Антон Макаренко.- Л.: Лениздат, 1981.- 324 с.  

 

 

 

Написанная еще в начале ХХ века педагогом Макаренко, книга рассказывает о структуре семьи, об отношениях между ее членами, о родительском авторитете, родительской любви, деньгах , о особенностях воспитания в неполной семье. Повествование ведется в художественной форме рассказов о реальных жизненных ситуациях, лишь обрамленных размышлениями автора.  

 

 

 

 

 

Макаренко, А.С.
О воспитании / Антон Макаренко.- М.: Политиздат, 1990.- 415 с.- ( Б-чка семейного     чтения). 

 

 

 

В книгу включено наиболее важное и значительное из огромного педагогического наследия А.С.Макаренко. Ученик и учитель, родители и дети – их добрые взаимоотношения формируются в совместном созидательном труде при взаимном уважении к личности, достоинству каждого – таков краеугольный камень педагогического воззрения Макаренко.